То ли в свете огня, то ли в лучах заката виднеются очертания женского тела и лица. Три картины, выполненные в золотистых цветах, – импровизация искусственного интеллекта на самый знаменитый роман Владимира Набокова, а точнее, фразы из него: "Лолита свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя".

Компьютер попытался понять сложный язык Набокова.

Компьютер попытался понять сложный язык Набокова.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

– У Набокова очень сложный язык. Он был синестетиком – видел буквы в цвете. Какие-то были жёлтыми, какие-то грязно-коричневыми, какие-то чёрными. Мы и сами иногда не можем понять, как он себе что-то представлял, а тут нейросеть! Главная идея выставки – сравнить, как мы, люди, видим Набокова, а как ИИ, - рассказывает Metro главный хранитель музея В.В. Набокова Анна Абрамова.

Художник без кисти и холста

По предложениям, а иногда и по их частям, созданы все картины. В "палитре" ИИ база изображений со всего Интернета. Учёные загружали тексты в нейросеть, она анализировала слова, их звучание, цветовой посыл и компоновала иллюстрации.

Картины в музее Набокова - пища для размышлений посетителей.

Картины в музее Набокова - пища для размышлений посетителей.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

– ИИ подключен к компьютерной сети. У него, как мы говорим про человека, есть насмотренность, только получается у него громадная насмотренность, – продолжает Анна Абрамова. – У нейросети есть своё представление о прекрасном. Она анализирует предложения и пытается на основе этого что-то нарисовать.

За гранью фантазии

Нейросеть создала "Рай" и "Ад", основываясь на строках из "Лолиты".

Нейросеть создала "Рай" и "Ад", основываясь на строках из "Лолиты".

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

Творчество ИИ поражает воображение людей. В залах музея не найти тривиальных иллюстраций. Так, экспромт машины на фразу из произведения "Защита Лужина" ("…он этой благожелательной молвой был обязан ранним своим выступлениям, оставившим вокруг него какой-то смутный свет, венчик избранности, поволоку славы") напоминает кадр из фильма про апокалипсис. Землю, полыхающую в огне, застилает серая дымка тумана. А где-то в небесах виднеется свет, будто бы от кораблей пришельцев. Рисунок к "Приглашению на казнь" создан на предложение: "…и к ним полагалось, значит, особое зеркало, мало что кривое – абсолютно искажённое, ничего нельзя понять, провалы, путаница, всё скользит в глазах, но его кривизна была неспроста, а как раз так пригнана…". Когда смотришь на изображение, сразу вспоминается картинка с профилактикой на телевидении. Непредсказуемость сюжетов прослеживается абсолютно на всех картинах.

– Светлые тона мы воспринимаем как что-то хорошее, и эти золотые цвета нам кажутся тёплыми, а вообще-то "Защита Лужина" – сложный психологический роман. В "Других берегах" Набоков описывает дом и свои эмоции. Это его единственный дом, где он провёл все свои 17 лет, – и больше у него жилья не было. И вот как воспринимает эту книгу ИИ! Почему у него такая мрачная цветовая гамма и почему здесь огонь? – задается вопросом хранительница музея.

Впрочем, об идее иллюстраций гадать бессмысленно. Их автор всё равно не умеет разговаривать. По крайней мере, пока. Зато у гостей выставки есть почва для размышлений.

Картины в музее Набокова - пища для размышлений посетителей.

Картины в музее Набокова - пища для размышлений посетителей.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

– Каждый человек выберет то, что ему ближе. Здесь есть над чем подумать! – констатирует собеседница Metro.

Аудиогид по Набокову

Компьютер попытался понять сложный язык Набокова.

Компьютер попытался понять сложный язык Набокова.

Игорь Акимов, "Metro"

Фото:

В музее Набокова также можно увидеть иллюстрации к произведениям "Дар", "Волшебник", "Ада", "Ultima Thule". Под каждой картиной есть QR-код. Он ведёт на аудиоописание работы.

– Фраза, которую пыталась изобразить нейросеть, есть под каждой картиной. Те, кто не любят читать, могут прослушать текст. И получается такое полное погружение, – добавляет Анна Абрамова.

Увидеть иллюстрации, созданные ИИ, можно до 16 мая.