Об истории молодой женщины, которая уже несколько дней разыскивает своего 3-летнего сына, Metro рассказывало несколько дней назад. Екатерина сообщила, что мальчика похитил родной отец -  родители в разводе. При этом, пострадала бабушка ребенка - мужчина ударил ее по лицу и брызнул в глаза из перцового баллончика. Мать мальчика очень переживает за ребенка. По ее словам, с отцом сын виделся последний раз полтора года назад.

- Мы в разводе с того момента, как ребенку исполнилось 5 месяцев, - рассказала Metro Екатерина, - С тех пор бывший муж не появлялся, не хотел с ребенком общаться, никак не интересовался его жизнью, алименты платил крошечные. Я считаю, бывший муж хочет отомстить мне за то, что я ушла от него. Он угрожал мне и сыну убийством. А его родные заявляют, что похищение ребенка он готовил два года, собирался увезти мальчика в Беларусь.

Отец ребенка родительских прав не лишен. Хоть по суду место жительства мальчика определено с матерью, бывший муж имеет полное право некоторое время проводить с сыном. В полиции поэтому Екатерине отказали в поисках мальчика. А решение о возбуждении дела по заявлению о побоях, нанесенных бабушке, должно быть принято в десятидневный срок.

О ситуации в семье Екатерины знают в аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Петербурге. Об этом Metro сообщил Олег Алексеев, представитель детского омбудсмена.

- История эта длится уже полтора года. Заявления с просьбой помочь, о том, что ему не дают видеться с сыном, писал и отец мальчика. Он не создает впечатление неадекватного человека. Что касается последнего заявления матери ребенка, мы тут же связались с отцом, он уверил, что с сыном все в порядке. Так что найти его не составило труда. Ранее мы рекомендовали родителям обратиться в суд по поводу определения порядка встреч отца с ребенком, пытались мирить их, поскольку мать мальчика запрещает отцу общение с сыном. Но женщина идет в отказ, она не хочет мириться, хотя отец готов обсуждать проблему, - рассказал Metro Олег Алексеев.

Добавим, немаловажное значение в этой истории сыграло и движение отцов - "Отцовский комитет", о котором негативно откзывалась Екатерина, заявив, что именно эта организация помогла ее бывшему мужу похитить сына.

По словам Екатерины, бывший супруг - активный член петербургского филиала этой организации. Она считает, что главная задача отцовского комитета - похищение детей у мам.

Metro связалось с Игорем Серебряным, идеологом и создателем движения "Межрегиональный отцовский комитет" (МОК), которое существует уже несколько лет. Первый вопрос был о личном опыте отцовства...

- Жена увезла сына через несколько месяцев после его рождения, - рассказал Metro Игорь Серебряный, -  Так как никаких "вменяемых" способов воспитывать ребенка она мне не оставила, пришлось обращаться в суд. За 5 лет жизни сына было 4 суда (был вынужден подавать иски ежегодно, каждый раз отсуживая дополнительные дни общения с сыном - суды, видимо, полагают, что отрубать хвост собаке по кусочку гуманнее, чем решить вопрос раз и навсегда). К счастью, по мере взросления ребенка значимость судебных решений снижается - сын уже самостоятельно может решать, с кем он хочет проводить время; его уже "как чемодан" не унесешь. Поэтому у меня с бывшей женой отношения постепенно нормализуются - их сейчас можно охарактеризовать как "холодный нейтралитет". Надеюсь, что когда ребенок станет совсем самостоятельным, проблема исчезнет сама собой.

Кто обращается за помощью к "Отцовскому комитету", есть ли среди них женщины, или это закрытое движение только для мужчин?

- К нам обращаются родители независимо от пола. Мужчин больше просто по статистике - препятствия к общению с детьми в 99% случаев исходят от матерей. Но мы искренне помогаем и мамам, если их мужья ведут себя неадекватно. У ребенка должны быть оба родителя.

Есть ли у вас возможность помочь найти ребенка, если один из родителей похитил его у другого и скрывает?

- Такой возможности нет, мы же неформальное общественное движение, да это вообще не является задачей МОК. Мы медиаторы, а не сыщики. Мы по фактам сокрытия детей обращаемся в правоохранительные органы и контролируем их работу (вот прямо сейчас плотно работаю по такому случаю с Самарой - через Следственный Комитет РФ и этой области, пишу-звоню-подстегиваю, чтобы не спускали на тормозах). Но это очень сложная работа, т.к. в РФ не существует понятия "похищение ребенка родителем", если он не лишен родительских прав. Не очень гладкая аналогия, но вы же не можете похитить у себя свой же автомобиль, верно? Мамы, тысячами похищающие детей у отцов, этим пользуются на всю катушку, т.к. знают, что это не наказуемо. А ребенок имеет право общаться с обоими родителями, читайте Семейный Кодекс. Тут всегда надо вы первую очередь, прежде чем делать оценки, задавать вопрос: зачем было бы одному из родителей "похищать" ребенка, если второй не чинил ребенку препятствий для общения? В 99% таких случаях родитель, месяцами и годами удерживающий у себя ребенка, невменяем в медицинском смысле, просто не способен на переговоры. Очень часто это симптом параноидального склада психики; мне множество профессиональных психиатров это объясняли, когда я им эти ситуации приводил. Никакой суд ведь не может обязать психически нездорового человека выздороветь.

Как вы считаете, кто важнее для ребенка – мать или отец - и почему?

- Оба родителя важнее. Птица не может лететь с одним крылом. Не бывает хлопка одной ладони. У магнита не бывает одного полюса.

- Если родители не могут быть вместе в силу разных обстоятельств – как быть, как сберечь психику ребенка при разводе? Ваши советы начинающим…

- Если родители думают о счастье и психическом благополучии ребенка, а не о том, как бывшему отомстить, такая проблема не возникает. МОК изначально предлагал органам власти (вносили предложения в Общественную Палату РФ, Госдуму, Совет по правам человека и др) о введении обязательного института досудебной медиации при бракоразводных процессах, с обязательным участием профессиональных психологов. Нам кивали, соглашались, но воз и ныне там.

Каким вы видите будущее своего движения?

- В идеале мы хотим, чтобы в этом движении исчезла необходимость. Пока, к сожалению, оно только растет, по нескольку десятков человек в месяц во всех регионах РФ.