Бывший совладелец банка и обладатель турпутёвки в космос Василий Клюкин открыл в "Афимолл Сити" персональную выставку "Добро пожаловать в Инферно". Metro пообщалось с автором лично.

Прыжок на тросе с телебашни Sky Tower в Новой Зеландии, сборы на Северный полюс и турпутёвка в космос. В кого вы такой авантюрист?

– Честно говоря, я не знаю, в кого. Может быть, я стараюсь подражать героям книжек, которые читаю. Сейчас я больше читаю современную литературу российскую, французскую, американскую, но в прошлом моими любимыми авторами были Жюль Верн, Александр Дюма. Скажем так, мне нравится проходить испытания. Но всё-таки я бы не сказал, что авантюрист – это корректное слово. Здесь правильнее сказать, что я ставлю завышенные цели и их реально пытаюсь достигнуть.

Просто вы всё-таки учились на финансиста, были совладельцем банка и вдруг решили стать художником и архитектором. Вы этому учились? И почему решили двинуться в этом направлении?

– Знаете, я считаю, человек получает несколько образований параллельно, и сейчас у людей таких возможностей больше, потому что есть достаточно серьёзная площадка "Инстаграм", которая позволяет быть в курсе всех новостей в той области, в которой ты хочешь быть специалистом, будь то арт, дизайн, мода и техника, потому что даже НАСА или Тесла имеют свои страницы. И если ты интересуешься какой-то тематикой и подписан на специализированные страницы, ты, в принципе, знаешь о чём-то не как учёный или профессор, но как достаточно подкованный человек в любой отрасти. 

То есть, вы считаете, что легко стать архитектором и художником лишь при помощи "Инстаграма"? Я правильно вас поняла?

– Не совсем. Сегодня, где бы ты не жил, если у тебя есть доступ в Интернет, ты можешь быть в курсе всех новостей из тысячи разных источников. Я же, например, не архитектор. Я лишь пытаюсь реализовать то, что себе представляю: какие могут быть здания, какие могут быть скульптуры. Главное, всё это в голове вообразить, а потом подумать, как это реализовать, то есть, кто тебе для этого нужен: специалист по 3D-принтеру, специалист по моделированию,сварщик, ковщик...

Давайте вернёмся к выставке. Изучая ваши произведения искусства, я пришла к выводу, что они полны любви к жизни. Почему сейчас вы остановились на Данте и его "Божественной комедии"?

– Я зачитался "Божественной комедией" и захотел воплотить все те образы, которые возникли у меня в голове. Но мне было неинтересно делать только то, что придумал Данте, поэтому я взял только его структуру ада – 9 кругов, а наказание или то, как грех выглядит, делал по-своему.

То есть вы обращались к своему внутреннему "я"?

– Ну да. Например, я подумал, как должен выглядеть лжесвидетель. Откуда-то из памяти у меня всплыла фраза "его показания рассыпятся как песок". Тогда, по большему счёту, я лжесвидетеля сделал человеком, который рассыпается и превращается в песчаную кучу, как наказание за то, что его слова не имели веса.

А вы как-то обращались к своим собственным грехам? Может быть отталкивались от себя?

– Знаете, я пришёл к выводу, что это не совсем грехи. Это материал, из которого соткан человек, как минимум на четверть или половину. Например, самый невинный круг Данте – это "Лимб", где находятся философы, любые не христиане. По сути, это человек, который проповедует ту истину, в которой он, на самом деле, заблуждается. То есть это просто заблудший "мудрец" (Платон, Аристотель и так далее). И знаете, что интересно? Каждый раз, когда вы что-то от кого-то услышали и не знаете на 100 процентов, правда это или нет, но начинаете потом кого-то в этом убеждать, получается, что вы грешите. Также одна из моих скульптур отображает самый страшный грех – предательство. В Инферно в последнем круге ада находится Иуда. Так вы, проходя на выставке каждый круг ада, делаете как бы свой собственный душевный рентген, где можете посмотреть на себя со стороны. В прошлом году я ездил к Далай-Ламе и создал для него фигуру Будды из 14-ти листков металла, которые вставляются друг в друга. Этот Далай-Лама считается 14-м, и моя скульптура называется "Четырнадцать в одном". Я вам к чему этот пример привёл? Когда я ехал к Далай-Ламе, я понимал, что нужно ему, как мудрецу, задать вопрос. И вот когда я стал размышлять, какой вопрос я ему хотел бы задать, я потратил 3 недели. Далай-Лама – это, по сути, тот же Далай-Лама, только в 14 теле, поэтому он видит свои предыдущие жизни. Если я тоже реинкарнация кого-то или чего-то, то как бы я мог немного почетче увидеть свою прошлую жизнь и позапрошлую? Этот вопрос я ему и задал. Его ответ меня немного смутил: он сказал, что обсудит этот вопрос со мной в следующем году. Сейчас у меня практически назначена новая встреча.

А как вы создаёте свои работы?

– Раньше эскизы я делал натурально ножницами, зажигалкой, свечками, а потом, в конечном счёте, я пришёл к металлу, потому что бумага не устойчивая, и уже, скажем так, обрезаю странички на компьютере и после этого создаю компьютерный файл. По нему фрезерный станок вырезает нужную мне форму, и я получаю 10 листочков. У меня же все скульптуры собираются как конструкторы – один лист вставляется в другую, то есть они никак не крепятся, а держатся просто на правильном балансе и гравитации. Это довольно сложная инженерная работа, поэтому для уличных работ я отдаю свои расчёты на проверку архитектору. Иногда так получаю корректировки.

Какую скульптуру вы бы выделили среди остальных?

– Всадников Апокалипсиса, которые достигают в высоту 4 метров. Они не то, что бы страшные, но немного подавляют своим размером. Первый – это всадник чумы, он едет на белом коне и вооружён луком. Второй – это всадник войны, он на красном коне, поэтому я избрал для него ржавые страшные металлы. Третий – это всадник голода на чёрном коне. Четвёртый – бесцветная смерть с косой. Однако, этим всадникам я дал новые имена. Всадника чумы я назвал Перенаселением, как болезнь нашей планеты. Всадника войны Дезинформацией, потому что сейчас войны ведутся в информационном пространстве. Всадник голода стал Алчной добычей из-за того, что мы извлекаем из земли всё, что можно извлечь, не задумываясь о будущем. А всадник Смерть у меня зовётся Загрязнением.

Поделитесь, пожалуйста, как обычный художник или архитектор может добиться такого же коммерческого успеха? Какими качествами он должен обладать?

– Пока я не зарабатываю на искусстве. Да, я создаю сильные скульптуры, но переговоры с галереями идут сложно, потому что это трудная работа, которой нужно заниматься. Я могу либо заниматься продвижением своих работ в галереи, либо их созданием. Я сосредоточился на втором варианте. То есть я трачу время на создание, понимая, что, если я создам вещи достойные, галереи придут сами. Также я, например, подарил Леонардо ди Каприо небольшую скульптуру,с озданную из сценария фильма "Выживший", за который он получил Оскар. Леонардо просто обалдел.
В целом, готовиться к выставкам очень сложно, и такую выставку, как у меня, сделать обычному художнику тяжело. Вначале нужно заниматься долго и упорно финансами. Потом позволить потратить огромный бюджет на продакшн, потому что продакшн на выставке очень-очень дорогой. Также нужно иметь друзей, к которым можно будет обратиться за помощью.

Тогда откуда у вас такие средства, если уже не имеете высокооплачиваемой работы? Вы берёте их из старых запасов?

– Я не занимаюсь бизнесом, но тем не менее, я по-прежнему неплохо разбираюсь в технологиях, увлекаюсь конструированием. Я мозгами инженер, поэтому зарабатываю изобретательством. Так, последняя моя разработка – это вендинговый аппарат. На него у меня уже есть запросы от FIFA, UEFA, Real Madrid. Аппарат есть и в Москве. Я поставил по два таких аппарата у себя на выставке и на смотровой площадке "Panorama 360". 

А что это за аппарат?

– Вы сталкивались с аппаратами, которые продают монетки? Там нужно прокрутить ручку, и тебе на монетке что-то пропечатается. Я создал аппарат следующего поколения. Вы подходите к нему, нажимаете несколько кнопок, прямо на экране делаете рисунок и вам выпадает монетка, где написаны, например, ваше имя, автограф, место, где вы находились, дата, когда находились – и всё это за 2 минуты. Также я выкладываю работы на благотворительные аукционы. В прошлом году мои артобъекты собрали благотворительному фонду почти 2 млн евро. Я понимаю, что эти вложения ко мне вернутся. Если мои работы покупают на благотворительности, эти же работы будут покупать в галереях. Пусть даже дешевле, потому что обычно на "charity" цены выше, чем галерейные. 

А если бы я захотела приобрести одно из ваших проведений искусства из последней коллекции, во сколько бы оно мне обошлось?

– На выставке нельзя будет купить скульптуру, и в галереях они сейчас не продаются, потому что после этого выставка отправляется на Венецианскую биеннале, и я связан некоторыми обязательствами с некоторыми крупными галереями. Я могу только сказать, что отдавал несколько работ из других коллекций на благотворительные аукционы. Например, последнее, что было продано, это "мусорный человечек" под названием "Почему люди не летают?". Мальчик держит в руках шарики, но они перевёрнуты вверх тормашками, и получается, что мальчик бы улетел, но шарики его держат, потому что внутри них находится пластик. Этот пластик я собрал в более, чем 100 разных стран. Через объявление в "Фейсбуке" люди мне присылали свой пластик, и я синий пластик клал в шар, который должен был быть синим, красный в будущий красный шар и так далее. В итоге шарики стали цветными. Эта скульптура была продана на аукционе за 125 тыс. евро.