Последнее время богато на колористические скандалы: верх высотки на Кудринской площади покрасили в белый, каменные колонны у метро «Чистые пруды» – в черный, а «помпейский» дом на Проспекте Мира отреставрировали так, что он изменился до неузнаваемости. 

В начале года советник руководителя Москомнаследия Николай Переслегин в интервью «Известиям» пообещал, что будут отреставрированы 500 домов, а 89 улиц – «приведены к стилистическому однообразию». Эксперты испугались: в Москве сочетается множество архитектурных стилей, у каждого из которых собственные традиционные цвета. Барокко не может быть светло-голубым (иначе это уже не барокко), а конструктивизм?– желтым. Однако желание властей сделать Москву красивой похвально – сами жители соглашаются с тем, что Москва серая и черная (54% по опросу Metro в соцсетях) и ей требуется обновление. Но не приведет ли усиленный и порою спорный ремонт к цветовой какофонии?

Каждому дому – по паспорту

Кто вообще решает, в какие цвета красить дома? Как объяснил Metro глава Центра цвета города Денис Чижевский, любой человек может перекрасить фасад своего дома. Заказчику нужно нанять лицензированного архитектора, который сделает проект колористического решения с учетом соседства дома, стиля его постройки. Затем на основе этого проекта Москомархитектура выдает колористический паспорт. Если здание является объектом культурного наследия, то паспорт не выдается, а проект покраски является полной прерогативой Москомархитектуры и рассматривается в рамках проекта реставрации. В любом случае покраска осуществляется под надзором инспектора.

Однако на разных уровнях этой системы возникают проблемы. Переслегин в интервью «Вестям» сказал, что причина неправильной покраски домов?– халатность подрядчика. Директор Центра по колористике объектов города Татьяна Семенова винит непрофессионалов, хозяйственников, занимающих места на низших уровнях профильных госструктур.

Устаревшие цвета

Кроме того, цветовая палитра города, на основе которой выдаются паспорта, уже частично устарела. Она была разработана 10 лет назад в соответствии с архитектурными стилями Москвы.

В 2012 году предпринималась попытка создать палитру, которая бы учитывала новые отделочные материалы. Однако проект заморозили. Некоторые эксперты, напротив, считают, что никакой палитры не нужно, а надо продумывать цвет каждого дома в отдельности, но в то же время в контексте всей улицы.

Улицы как коллаж

В отличие от Москвы, у многих городов мира есть своя цветовая стратегия.
– Пример стратегии – более четырехсот зданий в столице Албании, Тиране, ярко покрашены. Улицы становятся похожими на коллаж, – рассказал Metro известный урбанист Чарльз Лэндри. – Некоторые города с помощью особенной цветовой стратегии создают уникальный имидж, например, Сиди-Бу-Сади в Тунисе весь бело-голубой.

В скандинавских странах, по словам экспертов, дома часто красят в яркие цвета. Это не только делает окружающий пейзаж веселее, но и помогает ориентироваться зимой.

– Идеальной цветовой гаммы для Москвы, на мой взгляд, нет, – сказал Metro доктор архитектуры Андрей Ефимов. – Если можно назвать общую стратегию, то это осветление города и сохранение исторической значимости архитектуры.
В качестве «лечения» для Москвы специалисты также рекомендуют использовать архитектурное освещение, световой дизайн, а рекламные вывески делать меньше и элегантнее. И все считают, что Москву надо менять. Остается надеяться, что издержки системы не испортят результат.

 Эксперт.         "Есть тенденция к легкости"

Андрей Ефимов, доктор архитектуры, профессор, завкафедрой МАРХИ, лауреат госпремии России:

– Раньше, когда дома строили из глины, дерева, кирпича, о цвете не думали, цвет городов был цветом природных материалов. Но потом, под влиянием культуры, цвет стал проникать и в архитектуру. А совсем недавно, лет 200–300 назад, люди стали задумываться о том, как сформировать цветовое лицо города, почему оно должно быть именно такое.

Искусство XX века прошло, можно сказать, мимо нас. А весь мир им воспользовался, применил в архитектуре и пошел дальше. Во многих странах уже давно изобретены инновационные способы использования цвета. Кроме того, появилась идея светоцвета, архитектурного освещения.

Сооружения строятся надолго, поэтому архитектура не так изменчива, как мода. Но в целом она подхватывает тенденции времени и продолжает их. Сейчас есть тенденция к легкости, подвижности: много стекла, света, воздуха. Архитектура становится частью среды.