В 1674 году немец Якоб Дик приехал на военную службу к русскому царю Алексею Михайловичу. Его потомки с тех пор ковали победы для страны, которая регулярно встревала в вооружённые конфликты.

– Сколько было войн в России со времён Петра I, в стольких мои предки и участвовали, – рассказывает заслуженный артист России, пианист Николай Дик фон Ференбах. – Это было целое сословие – служивые люди, посвятившие себя военному делу. Я первым из династии выбрал себе другой путь, не военный. Делом всей моей жизни стала музыка.
Когда Николай Михайлович рассказывает о своих предках, в его голосе звучит гордость. Он с удовольствием перечисляет военачальников, под знамёнами которых те воевали, – Пётр I, Меншиков, Суворов, Кутузов, Багратион...

– В 1814 году представители моей династии стали потомственными дворянами, – отмечает профессор. – Двое из них, майор Никифор Дик и полковник Егор Дик, были награждены орденами Святого Георгия IV класса за отличие в боях Отечественной войны. Никифор Дик был ранен штыком в грудь, его подстрелили в ногу, что не помешало ему вместе с Александром I дойти до Парижа.

Немецкое происхождение не повлияло на положение Евгения Дика во время Первой мировой войны.

– Вспомните Барклая Де Толли – немца, который вёл Российскую армию к победам! К тому же мой дед был православным, что тоже немаловажно, – объясняет Николай Михайлович.

А вот дворянство едва не обернулось для Евгения Дика трагедией. Во время революции его собирались убить, но простые солдаты так любили своего начальника-артиллериста, что спасли ему жизнь.

НА БЕРЛИН!

Отец Николая Дика фон Ференбаха Михаил Дик называл себя представителем «поверженного класса». Дворянское прошлое семьи Диков мешало ему получить повышение по военной службе. До конца Великой Отечественной он был рядовым и служил шофёром в автомобильных войсках Красной армии.

– В одном из самых жестоких сражений Великой Отечественной, под Курской дугой, отец возил снаряды на пятитонке к передовой для артиллерии. Он мог погибнуть, когда немцы взорвали автомобиль перед ним, затем снаряд разорвался за его машиной. Лишь чудо уберегло папу от смерти, – рассказывает Дик фон Ференбах.

День Победы Михаил Дик встретил в Берлине. Он получил медали «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Наград, завоёванных Диками за доблесть, проявленную в рядах Российской армии, не сосчитать!

От бомб и вшей до писем с фронта. Детские воспоминания Николая Дика фон Ференбаха о войне

Я, Николай Дик фон Ференбах, был совсем маленьким, когда пришла война.

На всю жизнь мне запомнились её атрибуты: вой сирен из чёрного репродуктора, взрывы бомб впереди и позади эвакуационного поезда, обилие вшей, которых вместе с маслом нам «продавали» местные цыгане на пароходе, пожар древних построек Тобольского кремля, где разместился наш детский дом.

Пожары снились мне потом по ночам всё детство и юность.

А самым запоминающимся был, конечно же, День Победы. Мы встретили его на улице Горького напротив Моссовета.

Меня, совсем маленького, нёс на руках горячо любимый дядя до самой Красной площади, где проходил знаменитый парад.

Запомнились освещённые прожекторами дирижабли с портретом Сталина в небе над Москвой. Все ликовали. Этот день стал для меня одним из лучших.

Помню ещё, как папа писал мне трогательные письма с фронта. В них он старался «сглаживать» тяготы военной жизни.

Надолго запомнил одно из них. «Сынок, к нам иногда приезжают артисты, они играют и поют, это так весело! А иногда прилетают самолёты и бросают бомбы – это тоже весело».

Сколько всего стоит за этими словами!

Благодарим за помощь в подготовке материала центры госуслуг Москвы.