Одноклассники ополчились на ученицу 10 "А" Женю Медведеву за отказ прогуливать последний урок. Маша Романова, которая подбила на это весь класс, на пару со своим другом Севой Цветковым уже несколько дней не даёт девушке прохода, дразнит и обзывается. Женю поддерживает лишь Ваня, новый виртуальный знакомый.

Через соцсеть "ВКонтакте" она рассказала ему свой сон. Там он, словно супермен,  раскидывает обидчиков и целует девушку. Но после реальной встречи выясняется, что это очередная подстава от Романовой. Скриншоты  из переписки оказываются развешены по всей школе. Доведённая до отчаяния, Женя приходит на урок с заряженным отцовским пистолетом и наставляет его на Машу.

  – Стоп! – обрывает эту реалистичную сцену режиссёр Юлия Шевелёва. Так заканчивается первое, театральное, отделение спектакля "Травля" в Центре толерантности Еврейского музея.

Могла ли такая ситуация на самом деле произойти в московской школе? Абсолютное большинство зрителей утвердительно поднимает руки в ответ на вопрос режиссёра. Более того, многие признаются, что сталкивались в школе со случаями травли. Судя по новостным лентам, проблема издевательств в российских школах стоит очень остро.

На днях в Воркуте семиклассники с особой жестокостью убили мальчика на класс младше. Перед этим его долго донимали, учителя знали о конфликте, но их вмешательство не предотвратило трагедию. В Сургуте воспитанника спецшколы подозревают в истязании сверстника. В декабре стало известно, что подросток из Донецка порезал вены после издевательств одноклассников в московской школе.

О том, как жертвы преследователей могут прекратить издевательства, зрители "Травли" размышляют во время "Форума" – второй части спектакля. При этом актёры играют его заново, а зрители могут попробовать себя в роли Жени.

В одной сцене Маша и Сева не дают девочке надеть куртку и уйти из школы.

– Я бы упала на пол, стала бы верещать и Машу за ноги хватать, – советует женщина в очках, которой на вид около 40 лет. – Она же ждёт, что я испугаюсь. А лучше всего дураком прикидываться, тогда травля обычно кончается.

Одиннадцатиклассник Игорь, став Женей, вместо того чтобы в слезах убежать от Романовой, извинился перед ней за невольную подставу и попросил не обижаться.

Именно попытка понять обидчика, а не ответный протест и тем более агрессия, может сработать, объяснил психолог Александр Колмановский. По просьбе организаторов он анализировал и комментировал спектакль.

– За любой травлей стоит, как это ни странно прозвучит, потребность обратить на себя внимание. К тому же это проверка: покажи, что ты для меня безопасный, – пояснил психолог. – Игорь не спорил с Машей, не отбивался, а простодушно сказал, что доставил ей неприятности, и извинился. И Маша начала колебаться.

Из пяти зрителей, которые пытались изменить судьбу Жени, лишь у Игоря получилось сделать её гонителей менее агрессивными.

Но режиссёр Юлия Шевелёва считает, что "Форум" выполнил свою задачу:

– В зале могут быть те, кто травит, и те, кого травят. Мы видим это по глазам. Они подключаются к разным персонажам и проживают эту историю. Для нас это самое ценное.

Ребята из разных стран рассказали Metro о случаях травли в их школах 

Всеволод Цветков, 20 лет, студент 4-го курса МГППУ

На уроке физкультуры в начальной школе я не знал, как делать одно упражнение, и на меня накричал учитель. Я расплакался. Успокоился, но одноклассники начали надо мной смеяться. От обиды у меня снова из глаз хлынули слёзы. Они поняли, что меня легко довести, и это стало их любимым делом. Мальчики лупили меня кулаками в живот, по груди и по ногам. Я не мог жаловаться учителям, чтобы не вызывать новую волну издевательств. Ведь дети решили бы, что я слабак, не справился.
Каждый день в школе был для меня своего рода адом, который надо прожить перед тем, как я вернусь домой. Я ни с кем там не общался, полностью ушёл в себя и спасался в альтернативной реальности компьютерных игр. В 7-м классе это спало и превратилось просто в негативное отношение ко мне.

Майя Пономаренко, 13 лет, ученица 7-го класса школы Palmer Trinity в Майами (США)

У нас в школах есть специальные люди, к ним можно подойти и рассказать о том, что тебя кто-то обижает, попросить о помощи. В нашей школе это guidance counselor – консультант по выбору профессии и семейным отношениям.
Раньше я училась в общественной школе, но ушла оттуда, потому что там было много неприятных детей. Я говорила учителям, что меня обижают, но они ничего не делали, поэтому, когда у меня появился шанс поступить в частную школу,
я это сделала.
В новой школе буллинга (многократное негативное словесное и физическое насилие. –
Прим. ред.) почти нет, это происходит очень редко. Если здесь услышат, что кто-то этим занимается, то его могут выгнать из школы, потому что не хотят, чтобы кто-то кого-то обижал.

Анастасия Филина, 20 лет, студентка 1-го курса Эксетерского университета (Великобритания)

Когда я училась в 8-м классе Loretto School в Шотландии, с моей одноклассницей Анной произошёл инцидент, классифицированный как кибербуллинг. Её "друзья" создали ложный профиль в Facebook, чтобы шантажировать её, используя информацию, которую она рассказала им онлайн.
Двух виновных на две недели отстранили от учёбы, после они находились под строгим наблюдением учителей. На территории школы были забанены все социальные сети, подобные Facebook. Это единственный случай буллинга, который я могу вспомнить за четыре года в шотландской школе. После этого там начали намного внимательнее следить за учащимися. Но у нас всегда были чёткие правила против жестокости, предусматривающие строгое наказание.

Как с проблемой школьного насилия борются за рубежом

• В Японии действует закон, согласно которому школы обязаны проводить политику по предотвращению травли.
• В США в каждой школе работают специалисты, которым ученики могут рассказать о преследованиях со стороны других детей.
•    В Скандинавии участники школьных конфликтов вызываются на беседу с учителем только после тщательного письменного разбора ситуации, а родителям дают копии того, что написали дети.

Мнение эксперта

Когда мы видим, что ребята не могут между собой разобраться, надо не призывать их к порядку или говорить разбираться самим. Надо найти того, кто наиболее требует поддержки. Это всегда наиболее агрессивный человек.
Такими не рождаются, а становятся. Это очень недолюбленные люди, которые в детстве чувствовали себя недостаточно принятыми, которым не сочувствовали в силу их проступков. Если в ответ на детскую грубость, неряшливость родители и учителя реагируют терпимо и принимающе, ребёнок постепенно отогревается и становится действительно светлым и адекватным. От хорошего состояния люди себя так не ведут.
Любое негативное вмешательство, даже самое справедливое и обоснованное, только усилит напряжение.

Александр Колмановский, психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации "Наша жизнь"