В Минобороны сообщили, что во дворе одного из жилых кварталов в Ейске (Краснодарский край) рухнул самолет Су-34. После этого произошло возгорание топлива, огонь перекинулся на жилой дом.

Истребитель выполнял полет с военного аэродрома Южного военного округа и потерпел крушение при наборе высоты. Летчики катапультировались.

Исходя из последних данных, что, на ваш взгляд, произошло?

– Самолет на взлете потерял тягу, произошел отказ двигателей, – поясняет Metro заслуженный пилот России Юрий Сытник. – Почему? Разные могут быть причины. Или проблемы с топливом, или диверсия, или летный ресурс у самолета был выработан, или экипаж ошибся. Но перед взлетом экипаж и техники были уверены, что самолет исправен. И экипаж поставил подпись в задании на вылет. А дальше произошло что-то нештатное. Пилоты катапультировались. Самолет упал в дом, он разрушен. Получается, взорвался боекомплект в самолете. Министерство обороны говорит, что это был учебно-тренировочный полет.

Экипаж виноват?

Причем тут экипаж, пилоты? Вокруг аэродрома идет строительство, люди покупают там квартиры. Самолеты имеют обыкновение падать. Так зачем там строить дома? Почему там возле взлетно-посадочной построен микрорайон? Что до инцидента, то если самолет загружен топливом и боекомплектами, то потеря даже одного двигателя приводит к тому, что  теряется скорость, устойчивость и управляемость. Хорошо, что летчики катапультировались. Но уводить самолет до последнего, чтобы вместе с ним взорваться... Отвечать должны те, кто разрешил вылет.

То есть, скорректировать полет было уже невозможно?

Да, потеря тяги – очень критичная. Самолет становится неуправляемым куском железа. По инерции летит туда, куда направлен центр тяжести. Когда нет скорости, что-то предпринимать бесполезно.

Такое уже случалось?

Да, в Новосибирске пилот намеренно навел самолет на жилой дом, чтобы отомстить жене. Во дворах самолеты падали. Во всем мире такое происходит. Много аэродромов построено в центре городов, где есть жилые дома. Люди, которые в них живут, должны понимать, что рискуют.

Пилоты проходят психологическую подготовку для таких случаев?

Пилоты не защищены. Написать инструкцию на все случаи жизни невозможно! Какими бы умными ни были психологи, ответственность в данном случае – на совести командира корабля. Был бы у него запас по скорости и высоте, отвели бы тогда самолет в сторону. Увы, все произошло уже на взлете.

Возвращаются в летное дело после такого?

Позвоночники целы, пилоты не разбились. Дай бог, чтобы все были живы-здоровы и еще послужили родине.