Часто вспоминаете дедушку?

– Да практически каждый день. Меня и зовут в честь него. Дома много его портретов. Больше 20 лет его нет рядом, и с каждым годом тем для обсуждения с ним все больше.

Вам было 13 лет, когда дедушки не стало. Каким вы его запомнили?

– Я видела его чаще всего либо на сцене, либо на репетициях, либо в кино. Он не был, как бы это сказать, домашним дедушкой, у меня был дедушка – народный артист СССР, художественный руководитель МХАТа, создатель “Современника”, актер, режиссер... (Смеется). Он жил на работе, был совершенно не семейный человек. Он был предан своему делу и как будто выше обычных мирских дел, привычек, радостей. Ел, только потому что надо “человекам” есть. Но сам он из какого-то другого мира, атлант. Для меня, конечно, дед был и остается главной мужской фигурой, столпом нашей семьи. Даже ребенком я всегда чувствовала его какую-то мощь, его честность, бескомпромиссность, обаяние, силу. Он не возился со мной дома или на даче, но совершенно точно он был моим героем. В нашей семье, вообще, искусство всегда было важнее личной жизни.

Ольга Ефремова.

Ольга Ефремова.

предоставлено Ольгой Ефремовой

Фото:

Как выглядело ваше общение? Чем занимались?

– Нас могли собрать всех детей раз – два раза в год и привезти к нему домой, он жил как раз напротив МХАТа (сейчас МХТ имени Чехова. – Прим.ред.), на Тверской. Нас сгружали, и мы пару часиков общались. Дедушка был как рентген, он мог и в студентах своих, и просто в людях безошибочно определить их сильные стороны и таланты. Моей маме он постоянно говорил: "У Оли врожденная пластика". Он был прав. Танец, движение – это моя стихия.

Какие еще советы или крылатые фразы деда помните?

– “Дай бог каждому!” (Цитата из комедии "Ширли-мырли" – Прим.ред.). Вообще, ефремовская черта – не лезть с советами, не учить жизни. Дедушка был такой – выше назиданий, да и мама, и Миша тоже такие. 

Он был строгим дедушкой, ругал вас когда-нибудь?

– Меня вообще никто не ругал, к сожалению, поэтому что выросло, то выросло. (Смеется.) Дедушка очень нежно ко мне относился, всегда привозил мне из поездок, гастролей невероятно красивую одежду. И всегда ювелирно попадал с размером. В начале 90-х у нас же еще ничего не было, а тут такая красота, да еще и дедушка выбрал. У меня до сих пор хранятся какие-то вещи. Такими подарками дедушка повлиял на мой интерес к образам и моде, а мама развила вкус и стиль.

Еще у нас с мамой в гардеробе много вещей дедушки, мы с ним приблизительно одного роста. Я ношу его пальто, костюмы, брюки, костюмы, рубашки. Это очень красивые вещи, с историей, и я верю, что они несут какую-то частичку его энергетики.

Берегу я и птичку, чайку, такая деревянная фигурка, которая стояла у дедушки в кабинете. Ее клювиком можно зацепить что-то, и она висит, сохраняя баланс. В детстве она казалась мне волшебной.

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов в фильме "Берегись автомобиля".

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов в фильме "Берегись автомобиля".

"Мосфильм"

Фото:

Чем вам запомнилась закулисная жизнь МХАТа?

– Помню, как каталась на роликах по коридорам МХАТа – иногда позволяли мне шалости. (Смеется.) Нас очень часто привозили в театр на репетиции, стабильно на все предпремьерные показы. Спектакли далеко не детские, чеховский репертуар “Чайка”, “Три сестры”, “Вишневый сад”. Последний дедушкин спектакль “Борис Годунов”, его репетиции я тоже хорошо помню. Это вообще для семьи был знаковый спектакль, потому что там дедушка играл Бориса Годунова, самозванца Лжедмитрия – Миша, его сын, мой дядя, а Марину Мнишек, жену Лжедмитрия, – Евгения Добровольская, которая на тот момент была женой Миши. На сцене – семейный состав, все такие страстные люди, которых я ежедневно наблюдала и в жизни. Мы тогда жили все вместе – в Валентиновке на одном участке у нас было рядом два домика. И порой я смотрела, ага, вот эта пощечина была явно не по тексту, в спектакле не предусмотрена. (Смеется.) 

Так здорово, что у меня есть возможность пересматривать сейчас дедушкины фильмы, какие-то спектакли, он как будто бы продолжает жить через свои роли. Я прожила много лет в Италии, у меня муж итальянец. И когда меня спрашивали, что у меня за знаменитый дед, я объясняла, что Олег Ефремов как Федерико Феллини для Италии, что это был такой великий человек, строитель нового театра, важная личность для всей русской культуры. Ведь сколько раз ему предлагали быть министром культуры в СССР, но он отказывался, потому что был не про политику, он был про искусство. Я показывала своим иностранных друзьям-товарищам фильмы с дедушкой и каждый раз испытывала невероятную гордость.    

Какие фильмы с ним вы любите больше всего?

– Очень люблю “Король-олень”, где дедушка играет сказочника. Мы с моим сыночком (Арсений, шесть лет, – Прим.ред.), бывает, его пересматриваем. Еще очень нравится “Гори, гори, моя звезда”, где дедушка и молодой Табаков... Немногие знают, но изначально в сценарии у героя дедушки было достаточно много слов, диалогов. И это дедушка придумал и предложил режиссеру Александру Митте отказаться от всех реплик. Ведь за весь фильм дедушка не произносит ни слова. И то, как он там играет... В этом и проявляется его гений, он может все передать и без слов.         

Олег Николаевич менялся в зависимости от того, на сцене он, или руководит, или общается в семейном кругу?

– Он был невероятный органичный. Собственно, его театральная реформа и созданный им “Современник” на этом и были построены – уйти от манерности, наигрыша, артист на сцене должен быть максимально человечным и органичным, чтобы в нем легко можно было узнать себя или соседа. Дедушка хотел стереть ту грань, которая разделяет людей на сцене и зрителей. И в моих воспоминаниях, я не помню, чтобы я делала какие-то различия – о, вот сейчас дедушка играет, а сейчас он великий маэстро-режиссер, а вот уже просто дедушка, с которым мы сидим в его кабинете, и он говорит: “Учи математику!”  Он почему-то часто мне это говорил, видимо, сам плохо в ней разбирался. (Смеется.) Он всегда был собой, очень органичен и влиятелен за счет своего дара и обаяния.

И еще он был красив!

– Был забавный случай. Как-то дедушка пришел к Сергею Бондарчуку, который предложил ему какую-то роль в своей картине “Война и мир”, а дед ему говорит: “Сергей, дай я сыграю Долохова”. А тот ему: “Олег, ну побойся бога, Долохов – красивый мужчина”. (Смеется.) Но дедушка в итоге Долохова и сыграл. За счет своего обаяния и силы личности он производил впечатление героя, красавца, хотя по большому счету его нельзя было назвать классическим красавцем. Не атлет, небольшого роста, неидеальные черты лица. 

Профессию актрисы вы выбрали из-за дедушки? Хотелось продолжить династию?

– С детства у меня были хор, балет, театральные кружки, я даже играла в спектаклях МХАТа, где дети нужны были. Но актрисой я не хотела быть. Мне хотелось быть режиссером, тем, кто руководит процессом. (Смеется.) Еще я очень увлекалась модой, фотографией. В мыслях было поступить в Лондон в Колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина. Но в год поступления у меня погиб старший брат, и эта трагедия на несколько лет погрузила в горе нашу семью. Было не до переездов. Чтобы не терять год, возникла идея поступить в Щукинское театральное училище, “а дальше посмотрим”. Для меня было принципиально важно еще поступить не как внучка Олега Ефремова.

Набирал курс знаменитый педагог Владимир Владимирович Иванов, отличающийся своей принципиальностью, для него хоть дочка президента. Я решила, ну ладно, попробую. И поступила. А потом еще и с красным дипломом окончила, меня сразу пригласили в Театр им. Вахтангова, где я уже в каких-то спектаклях играла. Но я почти сразу уехала за границу и 12 лет жила между Италией и Москвой. Когда приезжала “на подольше”, то влезала в какие-то съемки. Но карьерой я, конечно, не занималась в полной мере. Я все чья-то внучка, дочка, племянница, сестра, но личной узнаваемости как артиста у меня пока нет. И видимо, поэтому у меня и отношение такое, не то, чтобы я актриса, я еще и это, и то. Но сейчас может что-то изменится. Я перебралась в Россию. Все отсюда – я сюда. Посмотрим, может, мое время сейчас придет. Лишь бы небо над головой было мирное.      

Конечно, большая честь быть родственницей, внучкой такого человека. Я даже близко не могу поставить себя с ним в один ряд. Приблизился к этой величине мой дядя Миша, как гений, как талант и артист, с его карьерой, которую он начал в семь лет. Я – нет.

С дядей вы сейчас на связи? Как он?

– Для нас для всех, особенно женщин в нашей семье, трагедия, которая случилась с дядей, – это страшная беда. Да, мы поддерживаем связь и надеемся, на его здоровье и возвращение.

Внутри вашей большой семьи вы всегда дружно жили? Все-таки внуки детей от разных жен... Кто-то, возможно, ближе к Олегу Николаевичу был?

– Все мы одинаково родные были дедушке. У него же двое всего детей. Мама (Анастасия Ефремова) – от Ирины Ильиничны Мазурик, Миша – от Аллы Борисовны Покровской. Сначала дедушка жил с бабушкой, потом с Мишиной мамой. Отношение всегда было ко всем одинаковым. Это отличительная черта нашей семьи, я не помню внутрисемейных распрей, интриг. Все очень интеллигентно. Да, возможно, мы и не собираемся на торжества за большим семейным столом, но только потому, что у многих творческие профессии, а совместить все графики – большая проблема.  

Поминать всем вместе или собираться на юбилейные даты, связанные с дедом, тоже не получается?

– К 1 октября практически каждый год организуют какие-то публичные мероприятия, передачи, материалы, и нам звонят за комментариями, с приглашениями. Как и при жизни, дедушка принадлежал народу, искусству больше, чем нам, так и после смерти. Мне не нужны какие-то даты, чтобы его вспоминать. Если я бываю рядом с Новодевичьим, то захожу побыть там в хорошей компании: рядом с дедушкой там Чехов, Станиславский, Булгаков. Посидишь с ними – и мысли как-то в порядок приходят...

ФАКТЫ ПРО ОЛЕГА ЕФРЕМОВА

1. Детство. Жил с родителями в большой коммунальной квартире на Арбате. Так как отец работал бухгалтером в системе ГУЛАГа, то часть отрочества провел в воркутинских лагерях. С детства грезил сценой. Ходил в драмкружок при Доме пионеров.

2. Учеба и театр. В 1949 году окончил Школу-студию МХАТ, где очень скоро начал сам преподавать мастерство актера. И его курс потом составит костяк созданного им в 1956 году нового театра "Современник". В 1970 году Олег Николаевич возглавил МХАТ, который позже разделится на МХТ имени Чехова и МХАТ имени Горького.

3. Дети. У Олега Ефремова двое детей: Анастасия Ефремова (от сценариста Ирины Мазурик) – театральный критик, основатель фонда имени своего отца, и актер Михаил Ефремов (от актрисы Аллы Покровской).

4. Внуки. У Анастасии Ефремовой, кроме дочки Ольги, родилось два сына, но старший трагически погиб в 2003 году. У актера Михаила Ефремова, который сейчас отбывает наказание за смертельное ДТП, совершенное в нетрезвом состоянии, пятеро детей. 

5. Актерская династия. Михаил Ефремов знаменит ролями в фильмах "Кошечка", "Граница: Таежный роман". Его сын Никита Ефремов – звезда сериалов "Нулевой пациент", "Хороший человек". Племянница Ольга Ефремова снималась в сериале "Метод Фрейда", "Кадетство".