Много или мало?

Сто танков – это серьезная цифра?

– Это серьезно, если их применить концентрированно в составе одного из трех армейских корпусов, которые Запад формирует для Украины, – делится мнением с Metro военный аналитик Владимир Прохватилов. – Если они не будут их разбрасывать по корпусам, то получится мощнейший ударный кулак, отразить который будет очень непросто. Возможно, это будет Крымское направление, и ВСУ постараются перерезать наш сухопутный коридор в Крым, а потом изолировать Крым.

Однако эксперты поделились и другим мнением.

– Можете себе представить – за почти полный год мы уничтожили более 7600 танков. Поэтому что для нас 100 танков? Абсолютно ничего, – говорит полковник в отставке Анатолий Матвийчук. – Да, они создадут трудности для наших солдат, у нас увеличится расход боеприпасов. Однако, как показывает практика, танки будут уничтожены.

Военный обозреватель и полковник запаса Виктор Литовкин подтверждает эту мысль, добавляя немного математического расчета. Согласно ему, "100 танков – это ничто на фронте на 800 км".

Ахиллесова пята 

Про достоинства танков все более или менее понятно. А в чем их слабость?

– Танки – это довольно уязвимое оружие, потому что они ограничены в наблюдении за полем боя, – объясняет Литовкин. – Да, там есть триплексы (многослойная прозрачная броня, через которую танкист может смотреть на поле боя. – Прим. ред.), перископы, но они крайне сужают визуальное пространство. Часто танкисты не видят того, что происходит у них под боком. Например, в 2007 году израильтяне, которые считают свой танк Merkava самым защищенным в мире, потеряли их в количестве 40 единиц в войне с Ливаном. Их били из-под кустов, из-под камней, потому что сами танкисты просто не могли увидеть опасность.

Аналитик полагает, что такое же может произойти на Украине. Танкам кто-то должен служить "глазами". Это могут быть пехотинцы на боевых машинах по бокам, а могут быть самолеты или беспилотники, которые могут просматривать поле боя с воздуха.

– Но никакой авиации Украине никто не обещает, – говорит Литовкин. – Ну получат они танки – и что дальше? Будет то же самое, что случилось с ранее поставленными танками. 

Проблемы сервиса 

Передать танки – это половина дела. Но нужны еще и люди, которые будут знать, как с ними обращаться...

– Запад уже вовсю обучает украинцев, – отвечает Прохватилов. – А если надо будет, то они и своих туда посадят. Скажут, что военные приехали в частном порядке – и проблем не будет.

Вообще, танки у Украины будут не так уж и скоро. Быстрее всего их обещает поставить Польша – в течение нескольких недель. Немцы передадут "Леопарды" к концу марта, британцы направят свои "Челленджеры" тоже весной. Обучение украинских военных тоже займет какое-то время.

– Подготовить специалистов на "Абрамсы" – это полгода. На "Челленджер" – в пределах 8 месяцев. На "Леопард" поменьше, где-то месяца три надо, – объясняет Матвийчук. – Но самое главное – это организовать систему логистики. Где они будут прием танков развертывать, непонятно. Неясно и то, кто будет ремонтировать танки, подбитые в бою. Ведь за одну стрельбу выстреливается 55–60 снарядов, и таких стрельб в один день может быть 30–40. Это сотни тысяч снарядов. 

Со снарядами, кстати, тоже непростая ситуация. Их тоже нужно произвести, Германия пока этого не делает. Во-вторых, их надо где-то складировать. А в-третьих, их нужно доставлять на фронт, а, по мнению Матвийчука, это крайне сложно, так как наши войска "полностью простреливают фронт с воздуха". 

А что у нас? 

Какие преимущества есть у наших танков перед западными?

По словам аналитика Прохватилова, сейчас у наших военных модифицированные Т-72 и Т-90 – дизельные, а также Т-80 – это скоростные газотурбинные танки. 

– Во-первых, у всех западных танков нет автомата заряжания. В их танках четыре человека экипаж, а у нас – три человека. И у нас этот автомат заряжания есть. В западных бронированных боевых машинах в башне сидит заряжающий, который должен загнать снаряд в пушечный ствол, пока танк во время боя под обстрелами "танцует" по кочкам, вправо, влево, назад и вперед. Это задача не для слабонервных. А в наших танках это легко делает автомат. Поэтому и скорострельность у него выше, чем у западного.

Кроме того, проигрывают западные танки нашим и в весе. К примеру, вес "Леопарда" – 62 тонны. А наши, говорит Литовкин, весят 45–46 тонн.

– 60 тонн очень тяжело поедут по украинскому чернозему, по украинской грязи, – поясняет эксперт. – Так недолго и на брюхо танк посадить. Гусеницы будут барабанить, но его уже никуда не сдвинешь. Наши же за счет веса гораздо проходимее.

По "росту" наши танки тоже в выигрышной позиции: западные боевые машины под 3 метра высотой, в то время как наши – 2,20 м. А американские "Абрамсы" вдобавок еще и длиннее на метр.

– Чем крупнее цель, тем проще в нее попасть. Поэтому немецкие и американские танки будут уязвимы перед нашей артиллерией и нашей авиацией, – делает вывод Литовкин.