Дербент. 23 июня. Православные отмечают один из главных христианских праздников – День Святой Троицы.

В 17:55 в храм Покрова Пресвятой Богородицы врываются люди с автоматами и в бронежилетах. Они поджигают центральную икону и стреляют во всё, что движется. Затем террористы направляются к дому священника и жестоко убивают его на глазах жены, а после сжигают дом и церковь. 

Расправившись с батюшкой, террористы садятся в автомобиль и едут к синагоге. Убивают охранника и открывают огонь по прибывшим полицейским. После этого также поджигают здание и скрываются.

В 18:30 в Махачкале другая группа боевиков предпринимает попытку нападения на Свято-Успенский собор и синагогу по той же схеме. Но всё идёт не по плану: силовики получили информацию из Дербента и успели подготовиться. Священник и прихожане запирают двери храма изнутри, а снаружи начинается бой. Несколько полицейских погибает в перестрелке, а террористам снова удаётся скрыться. 

В 19:06 преступники расстреливают пост ДПС на улице Ермошкина в Махачкале.

В 20:21 в обоих городах объявляют режим контртеррористической операции. Сотрудники спецслужб буквально охотятся за террористами по закоулкам. Двое преступников баррикадируются в жилом доме и пытаются обороняться, но их это не спасает. Спустя несколько часов спецслужбы сообщают, что все боевики убиты. 

Кто именно стоит за террористическими атаками, пока сказать сложно. По словам главы региона Сергея Меликова, цель теракта очевидна – посеять панику и разжечь межнациональную рознь.

Мученически погиб

Как рассказал Metro исламовед Роман Силантьев, хорошо знавший погибшего батюшку, отец Николай переехал в Дагестан со Ставрополья. Из своих 66 лет 40 он посвятил служению Богу. 

– Ему неоднократно угрожали, и вот он принял мученическую смерть в День Святой Троицы. У батюшки  остались жена, три дочери и шесть внуков. 

Также известно, что отец Николай недавно пережил инсульт. То есть террористы напали на пожилого человека, которой еле-еле ходил.

– Нужно усиливать борьбу с ваххабитскими террористами в Дагестане, – считает Силантьев. – После очень мягкого наказания по итогам погрома в махачкалинском аэропорту они почувствовали свою безнаказанность.

Николай Котельников был символом межрелигиозного мира в Дагестане. В центре Дербента, где мусульмане, православные христиане и иудеи в течение многих веков живут в мире и согласии, есть памятник братству трёх религий: раввин, православный священник и мулла сидят за одним столом. Для скульптуры позировали реальные представители местного духовенства, в центре – погибший отец Николай.

Породившие зло

К теракту оказались причастны двое сыновей и племянник главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова. По данным "Коммерсанта", это Осман и Адиль Омаровы, а также Абдусамад Амадзиев. 

Магомед Омаров возглавлял район 14 лет. Как-то в интервью журналистам он признался:  "Как отец, воспитывающий 8 сыновей, я хочу свою работу построить так, чтобы после моего ухода с этой должности жители не упрекали моих детей, что я был плохим, нечестным, нечистым на руку и несовестливым человеком".

На допросе Омаров признался, что знал о том, что некоторые из его сыновей – ваххабиты, в последние годы он не общался с ними именно из-за их радикальных убеждений, сообщает Baza. Судя по комментариям в соцсетях, задержание главы района стало шоком для местных жителей. Они утверждают, что Омаров был "человеком, далёким от религии" и  "говорил правильные вещи".

Также в числе ликвидированных боевиков – боец ММА Гаджимурад Кагиров, – двоюродный племянник экс-мэра Махачкалы Мусы Мусаева, сообщает Mash. На турнире в 2021 году он представлял клуб Хабиба Нурмагомедова Eagles MMA.

Источник: gazetametro