Должно быть что-то еще

В свое время Ардерн стала самым молодым премьером страны. За время ее короткого правления случилась масса событий: она объявила, что можно участвовать в оргиях, при ней произошла стрельба в мечетях Крайстчерча, она подверглась критике за свои непопулярные, жесткие решения по ковидным ограничениям.

В четверг Джасинда Ардерн шокировала мир двумя заявлениями: во-первых, что она отказывается быть премьером Новой Зеландии. Во-вторых, что просит руки и сердца у жениха Кларка.

Как пишет Daily Mail, отставка шокировала всех, поскольку ранее Ардерн говорила, что останется на своем высоком посту. Но женщина, не скрывая слез, пошла на большую откровенность, редкую в политике. Со слезами на глазах она заявила, что у нее не осталось сил для работы на такой должности.

Реакция новозеландцев на слова Ардерн.

Реакция новозеландцев на слова Ардерн.

Getty

Фото:

"Я понимаю, как много отнимает эта работа, – сказала она на специально созванной пресс-конференции. – И понимаю, что во мне не осталось запала, достаточного для того, чтобы выполнять эту работу добросовестно. Я ухожу, потому что такая высокая должность предполагает слишком большую ответственность. Я уверена, что главная ответственность заключается в том, что ты должен понимать, тот ли ты человек, чтобы вести за собой нацию. Или ты уже для этого не годишься. Я отдавала себя всю работе премьер-министром, но это оказалось для меня слишком. Ты не можешь выполнять работу такого уровня, зная, что в тебе недостаточно запала. А ведь должно еще что-то оставаться в запасе, если появляются новые, незапланированные, неожиданные задачи. Поразмыслив обо всем этом, я поняла, что во мне нет топлива".

Так Джасинда Ардерн ушла со своего поста, отработав шесть лет. По ее словам, Лейбористская партия, к которой она принадлежит, не имеет отношения к этим историческим событиям (хотя внутри партии удивились ее решению). Лейбористы, согласно опросам, уступают конкурентам из Национальной партии, хотя очень долго находились в лидерах.

"Я ухожу не потому, что мы не можем победить на выборах, а потому, что верю – мы можем! – заявила политик. – Но нужен свежий человек для выполнения новых задач. Понимаю, что сейчас будет много дебатов, а какова же "настоящая причина". Единственная интересная причина – это то, что, несмотря на шесть лет испытаний, я остаюсь человеком".

Во время своей пламенной речи об отставке Ардерн объявила, что следующие всеобщие выборы в Новой Зеландии состоятся 14 октября. При этом она останется депутатом парламента Маунт-Альберта до апреля.

Лихие времена для Ардерн

За шесть лет, что Ардерн провела у власти, происходило много событий, которые резонировали во всем мире. Стрельба в мечетях Крайстчерча – самое главное из них.

15 марта 2019 года неонацистский террорист Брентон Таррант ворвался в две мечети в Крайстчерче и расстрелял верующих. Погиб 51 человек, 40 получили ранения. В истории Новой Зеландии подобных массовых убийств не происходило – эта страна считается одной из самых безопасных, в ней уровень преступности крайне низкий. Вот почему расстрел вызвал всеобщий кризис в стране, а премьер Ардерн оказалась в максимально стрессовой ситуации, когда ей нужно было действовать, причем быстро.

Стрелок-психопат Брентон Таррант транслировал свое первое нападение в соцсетях – ему важно было послать свой "месседж". Таррант был ультраправым расистом. Он отмечал, что ислам исповедуют 57 тысяч новозеландцев – чуть более 1% населения. Перед нападением преступник послушал несколько песен, в том числе Serbia strong – сербскую песню про Радована Караджича, которого признали виновным в геноциде боснийских мусульман. Затем опубликовал манифест, изложив свою позицию. Вскоре прибыл в мечеть Аль-Нур, где его встретили словами: "Привет, брат". В ответ он просто начал стрелять в людей, которые пришли помолиться.

Внутри мечети находилось от 300 до 500 человек. Первые 17 минут атаки стрелок снимал в режиме "лайф" – он не брезговал контрольными выстрелами в голову (так умерла одна из женщин, кричавших о помощи). Стрелок провел в мечети 8 минут и, собрав кровавую жатву, отправился в другую мечеть, по пути расстреливая прохожих из дробовика из своего автомобиля. Мимо проезжали полицейские машины – они мчались в Аль-Нур. Вскоре боевик оказался в исламском центре Линвуд, где находилось сто человек. Он продолжил стрелять по людям, но полицейские никак не могли поймать его, пока один из их автомобилей не протаранил машину стрелка.

Мемориал в память жертв.

Мемориал в память жертв.

Getty

Фото:

В этом ситуации Ардерн действовала максимально оперативно. Она сразу встретилась с семьями жертв и местной мусульманской общиной, надев на голову платок в знак уважения. Весь мир облетела фотография, на которой она обняла члена мусульманской общины Крайстчерча. Ардерн тут же ввела закон, который ограничивал использование оружия. Были запрещены штурмовые винтовки и полуавтоматическое оружие по всей стране.

Вскоре Ардерн пришлось пройти новое испытание. Всего год спустя началась пандемия коронавируса. И тут Ардерн начала завинчивать гайки. Ограничительные меры в Новой Зеландии были одними из самых жестких. Границы страны закрылись уже 20 марта 2020 года, гражданам, которые возвращались, приходилось выдерживать в отелях двухнедельный карантин. Общенациональный карантин начался 26 марта, продолжался до 27 мая. Например, жителям Киви нельзя было покупать еду навынос, хотя в Австралии и многих других странах на карантине такого не было. В Окленде, столице Новой Зеландии, было два жестких карантина. На следующий год картина не сильно изменилась.

Одна из самых известных мер ограничения Ардерн – запрет сайта знакомств Tinder. Позже она несколько смягчила свою позицию в этой области. Например, разрешила проводить секс-оргии (до 25 человек), но при этом поставила условие – участники должны быть в масках.

Жесткие ограничения не помешали Ардерн одержать убедительную победу на выборах – она получила 65 мест в парламенте (при 120 членах). Но когда в мире стал свирепствовать смертельный и, наверное, самый опасный штамм коронавируса "дельта", премьер начала продвигать идею всеобщей вакцинации, что вызвало массовые протесты возле здания парламента в Веллингтоне. На Ардерн обрушилась критика, экономика страны пошатнулась.

Однако лидер Новой Зеландии в своей речи об отставке заявила, что ушла не из-за тех событий – дело в выгорании.

Отвечая на вопрос о дальнейших планах, Ардерн заявила, что просто хочет отдохнуть со своей дочерью Нив и выйти замуж за возлюбленного Кларка Гейфорда – их свадьба была отменена из-за ковидных ограничений.

"Кларк, давай наконец поженимся", – сказала она на пресс-конференции. У нее также поинтересовались, что бы она сделала первым делом, проснувшись на следующий день после окончания полномочий премьер-министра. "Наверное, выпила бы чашку чая. Кларк будет теперь приносить их мне в постель", – ответила она.
Джасинда и Кларк.

Джасинда и Кларк.

Getty

Фото:

После этого Ардерн обратилась к нации: "Надеюсь, что оставляю новозеландцев с верой в том, что они могут быть добрыми и при этом сильными, чуткими, решительными, оптимистичными, сосредоточенными".

Она отметила, что за премьерский срок решала много проблем: жилищный кризис, детскую бедность, изменение климата, теракт, извержение вулкана, глобальную пандемию, экономический кризис.

"Решения, которые мы принимали, были весомыми. Я невероятно горжусь тем, чего мы достигли за последние пять лет", – подытожила она.

26 июля 1980 года Джасинда Ардерн родилась в Хэмилтоне (Окланд), в семье офицера полиции Росса и школьного повара Лорелла.

Ардерн стала политической сенсацией Новой Зеландии в 2008 году, когда стала самым молодым депутатом парламента в возрасте 28 лет.

26 октября 2017 года стала премьер-министром. "Я этого вообще не ожидала", – призналась она в одном из интервью.

Источник: gazetametro.ru