Metro выбрало несколько фотографий, о которых в своих воспоминаниях рассказали их авторы – Юрий Мечитов и Валерий Плотников, сумевшие показать этого художника ренессансного масштаба обычным человеком, хотя и с непростой судьбой.

1. Петропавловское кладбище. 7 ноября 1982 года.

Фото: из архива ГМИРЛи.

Фото: из архива ГМИРЛи.

 

 

Фотограф Ю. М. Мечитов

"На Петропавловском кладбище, расположенном в старой части города, погребены в основном армяне. В тот день Параджанов собрался посетить это кладбище, а я, как всегда, его сопровождал. Всё больше увлекаясь, Сергей показывал мне примечательные надгробные памятники, читая выгравированные на них стихотворные послания, посвящённые то усопшим, то их безутешным близким".  

2. Сергей Параджанов и Лиля Брик. Москва, квартира Л. Ю. Брик на Кутузовском проспекте. 3 марта 1978 года.

Фото: из архива ГМИРЛи.

Фото: из архива ГМИРЛи.

 

 

Фотограф В. Ф. Плотников

"Лиля Брик обожала Сергея Параджанова. В её глазах он был гений. А сколько Лиля для него сделала! Когда он находился в исправительной колонии в Винницкой области, она, пользуясь тем, что могла покупать в "Берёзке" блоки заграничных сигарет и напитки, которые тогда необыкновенно ценились, посылала всё это туда – думаю, что напрямую начальнику колонии. И то, что Параджанов работал там завклубом, – это была её заслуга".

3. Сергей Параджанов у дверей своего дома. Тбилиси. 18 июня 1986 года.

Фото: из архива ГМИРЛи.

Фото: из архива ГМИРЛи.

 

 

Фотограф Ю. М. Мечитов

"Сергею пришло в голову устроить фотосессию у дверей своего дома. На одном из кадров он держит руку на правой стороне груди. Через три года с небольшим его правое лёгкое будет удалено в московской больнице. Ещё через год Параджанова не станет".

4. Тбилиси. 15 мая 1981 года.

Фото: из архива ГМИРЛи.

Фото: из архива ГМИРЛи.

 

 

Фотограф Ю. М. Мечитов

"Было часов 11 утра, когда я навестил Параджанова. У Сергея дома гостили две сотрудницы "Ленфильма". Мы все вместе спустились к улице Арсена и завернули на Тхинвальскую. Сегодня я думаю, что Параджанов давно вынашивал этот замысел. "Вот отсюда самый лучший вид на святую гору Мтацминду, и будет прекрасный кадр", – произнёс маэстро и указал мне место, откуда я должен был снимать будущий шедевр. Я приготовился, фотографировал я тогда простеньким "Зенитом", и вдруг неожиданно Сергей с удивительной для него лёгкостью подпрыгнул, потом второй раз, третий…
Именно третий дубль получился наиболее удачным. Параджанов назвал его "кадром века".

5. Тбилиси. 4 августа 1986 года.

Фото: из архива ГМИРЛи.

Фото: из архива ГМИРЛи.

 

 

Фотограф Ю. М. Мечитов

"Это раньше в Тбилиси не запирались входные двери. Постепенно криминальная ситуация изменилась не в лучшую сторону, и Сергей сам себя запирал на замок на ночь. Он жил на последнем этаже, и раскалённая за солнечный день крыша препятствовала ночной прохладе. Так или иначе, я застал выдающегося кинорежиссёра поедающим свою банку мацони самым что ни на есть живописным образом".