В Эрмитаже воссоздали дом знаменитого коллекционера Сергея Щукина, в котором разместили 150 работ знаменитых французских художников

Выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина" будет работать до конца октября. Именно она сейчас как магнитом притягивает тысячи петербуржцев и туристов, которые знакомятся c произведениями самых известных авторов конца XIX – начала XX века.  

"Ни одно собрание картин – ни российское, ни европейское, ни американское – не могло сравниться с коллекцией Щукина, – рассказывает о выставке ее куратор – научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Ольга Леонтьева. – Сергей Иванович сумел почувствовать этот вектор – от импрессионизма к Ван Гогу, Гогену, Сезанну, а потом к Матиссу и Пикассо. Для нас это сейчас некая формула, а в начале XX века это было совершенно не очевидно. Все, что мы видим здесь, на выставке, это великие имена, великие произведения. Здесь практически нет второго-третьего ряда".  

Сохранились фотографии комнат московского особняка Сергея Щукина. И создатели выставки сделали реконструкцию: показали объем помещений и щукинскую развеску картин.

"Единственный музей, который может сделать что-то подобное, это Эрмитаж, – продолжает Ольга. – Потому что именно у нас  хранятся очень хрупкие вещи Матисса, Гогена и Ван Гога, которые, к сожалению, не могут покидать стены музея".

"Иконостас Гогена" 

Главную стену в "столовой" коллекционера занимают преимущественно картины Поля Гогена. Еще во времена Щукина эту стену любители живописи называли иконостасом.

"Расположение картин в золоченых рамах бок о бок, эта очень плотная развеска в два-три яруса вызывала у современников ассоциацию с иконостасом, – продолжает Ольга Леонтьева. – Название закрепилось".

Кураторы выставки именно этой комнатой гордятся особенно: им удалось полностью собрать весь ансамбль картин, которые когда-то украшали столовую коллекционера.   

"Ван Гог густо накладывал краску, поэтому любая вибрация может привести к осыпанию красочного слоя, работы этого художника мы не вывозим, – объясняет куратор. – Гоген писал в тропиках, часто использовал не холст, а мешковину, сам грунтовал. У него тонкий слой грунта и тонкий красочный слой. Покрывал свои картины художник только тонким слоем воска. Многие работы Гогена также невыездные. Мы два года вели переговоры с Пушкинским музеем в Москве, чтобы они нам доверили  гогеновскую  "Жену короля". Поначалу пытались воссоздать весь иконостас без нее, но все разваливалось. Щукин уделял огромное внимание экспозиции, собирал ее долго и тщательно, как пазл, – по цветовым пятнам, движению, ритму. В результате нам удалось договориться с московскими коллегами, и мы очень благодарны им за предоставление этой картины".

Розовая гостиная и "Танец" Матисса 

В гостиной коллекционера Щукина Анри Матисс сам развешивал свои работы. По словам кураторов, ни в каком  другом месте знаменитый француз не делал ничего подобного.

"Он приезжал в 1911 году в Москву, останавливался у Щукина и по просьбе коллекционера перевешивал свои картины, – рассказывает Ольга. – Позже были написаны еще восемь работ для этого зала. Весь верхний ряд он писал уже с мыслью о  совершенно конкретной архитектуре и определенных размерах. Это абсолютно уникальный ансамбль".

Еще одна удивительная история связана с картиной "Танец" Матисса.

Сергей Щукин в 1909 году приехал в Париж и увидел первую версию "Танца", сейчас эта работа хранится в Америке. Пришел в восторг и захотел такую же.

"Но тут Сергей Иванович вспомнил, что живет в Москве, – продолжает научный сотрудник музея. – Попытался объяснить французскому художнику, что Россия – это немного Восток и в этой стране напряженное отношение к обнаженной натуре. "Можно то же самое – только в платьях?" – спросил Щукин. Матисс, естественно, ответил отказом. Тогда  Щукин попросил  художника нарисовать картину размером поменьше, чтобы она уместилась в его спальне – подальше от глаз общественности. Художник не сдается, аргументирует свой отказ тем, что тогда в работе не будет необходимого ритма. Щукин борется с собой, долго думает и все-таки  решается пренебречь буржуазным вкусом, заказывает "Танец"".

Кроме "Танца" Щукин заказал Матиссу композицию "Музыка". Картина с большим трудом давалась художнику. Он много работал и переделывал.   

"Посетители выставки могут заметить авторские переработки: красные пятна, которые проступают сквозь зеленый тон, – это все переписанные куски", – поясняют кураторы.

Как смотреть выставку

Первое, что видят зрители, которые приходят на выставку "Рождение современного искусства…", это "Танец" и "Музыка" Матисса: в особняке Щукина самые объемные работы висели над лестницей, между первым и вторым этажами. Далее посетители проходят через две маленькие комнаты и попадают в музыкальный салон, где находятся картины импрессионистов и где начинается рассказ о развитии французского модернизма. Оттуда – в розовую гостиную напротив. Далее – в большую столовую, где представлена коллекция работ Гогена, потом – в комнату Пикассо и кабинет Сезанна.   

"Во времена Щукина комната Пикассо производила на всех чудовищное впечатление, – рассказывает Ольга Леонтьева. –  Непривычные образы, пугающая живопись, да еще в такой концентрации. И все это обрушивалось на гостей. У Щукина было 50 произведений Пикассо. Конечно, не все входило в эту комнату, но и то, что люди видели, производило сильное впечатление. Гости приходили в состояние шока, про Щукина говорили как про маньяка и сумасшедшего, швыряющего деньги на ветер".  

На выставке в Эрмитаже представлено 100 работ из фонда Эрмитажа, остальные 50 картин привезли из Москвы.

"Когда шел раздел работ, Государственный музей изобразительных искусств все самые крамольные вещи, а тогда это была крамола, отправил в Эрмитаж, – продолжает Ольга. – И самые большие картины отправили к нам, потому что здесь были площади. Директор Эрмитажа Иосиф Орбели сказал тогда: "Мы возьмем все, что вы нам отдадите". Некоторые работы не покидают стен музея,  другие крайне редко путешествуют, потому что все они слишком хрупкие. А главная функция музея – хранить. Потому что, если мы не будем хранить, потом нечего будет показывать".