Одним из главных следствий кризиса на отечественном фэшн-рынке стала популяризация логотипа "Сделано в России" и активное развитие русской темы в коллекциях модных дизайнеров. Об этом Metro рассказала Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Волна Made in Russia представлена, в частности, такими брендами, как "Юничел", Ivanova, A La Russe, Mir Stores, "Твоё", "Котофей", Mari Axel и другими. Среди дизайнеров, использующих славянскую тематику, называют Ульяну Сергеенко, Алёну Ахмадуллину и Александра Терехова. 

При этом в ритейле наблюдается обратная картина. Число магазинов крупнейших российских сетей (Zarina, Befree, Oodji, Incity, Love Republic, Modis) падает. В 2016 году смогли переломить тенденцию только O’stin и Gloria Jeans. Также растёт число магазинов у бренда Sela, сообщили Metro в торговой сети. И наоборот – ведущие западные ритейлеры своё присутствие в стране увеличивают. В их числе Mango, H&M, Zara, Motivi, Marks&Spencer, Massimo Dutti. 

Нишевые "патриотические" российские бренды ни с теми, ни с другими соревноваться не смогут.

– У них есть своя аудитория, они реализуют продукцию через онлайн-магазины, шоу-румы, социальные сети, а также мультибрендовые магазины, которые предлагают разные торговые марки, некоторые – только оте­чественные, – говорит Анна Лебсак-Клейманс. – Особенно их много открывается в Москве и Петербурге.

Кризис серьёзно повлиял на привычки покупателей. Одежда и обувь оказались самой просевшей категорией. Качество перестало быть определяющим фактором, уступив цене. На распродажах и акциях сети продают до трети всех товаров, а гипермаркеты – почти половину. От импульсивных покупок люди отказались, стали переходить в Интернет.

Нижний ценовой сегмент с 2014 по 2016 год вырос с 51 до 65% за счёт среднего. Впрочем, нельзя говорить, что качество совсем не важно для покупателей в России, отмечает Анна Лебсак-Клейманс. Основная задача людей – тщательно изучить информацию, подыскать адекватные альтернативы и потратить меньше денег.

Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group, профессор Высшей школы экономики и автор исследования, подтверждает, что современный покупатель стал гораздо более образованным и требовательным.

– Желая упростить покупки, сэкономить время и иметь максимально широкий выбор брендов, люди тяготеют к интернет-магазинам, шоппингу в шаговой доступности и мультибрендовым магазинам. Мультибрендовый формат, утративший было свою актуальность в докризисную эпоху сетевых брендов, получает свое второе дыхание, при этом здесь к традиционному офлайну присоединился активный онлайн.

На 2017 год она прогнозирует рост рынка на 9% в рублях (11,5% в долларах) при оптимистичном раскладе – в случае дальнейшего улучшения макроэкономической и политической ситуаций и дальнейшего укрепления курса рубля – и до 5% в рублях (4,8% в долларах) при пессимистичном варианте – в случае продолжения медленных темпов развития экономики и стабилизации цен на нефть.