Новость о выходе на пенсию 70-летних женщин не часто попадают в СМИ. Но для сестер Мартины и Луизы Фоккенс журналисты сделали исключение. Не каждый день уходят на покой старейшие ночные бабочки Амстердама.

Судьба жриц любви невольно заставляет задуматься о плюсах легализации их профессии. Отработав 50 лет, из них почти 15 – легально, дамы смогли обеспечить свою старость. Им даже удалось добиться если не уважения, то интереса общественности к своей судьбе. Сестры снялись в автобиографическом документальном фильме «Знакомство с Фоккенс». После выхода картины на экраны к женщинам зачастили журналисты, жаждущие поведать историю путан-ветеранов широкой общественности. Чтобы удовлетворить растущий интерес, Мартина и Луиза написали книгу «Дамы Амстердама» о себе и своих коллегах.

Им есть что рассказать о себе, в их жизни чего только не было. Не было, кажется, только счастья. Вряд ли стоит искать его в их детстве, пришедшемся на годы войны, тем более что у девочек были еврейские корни. Потом замужество, рождение детей. Но уже в 20 лет Мартине муж посоветовал поискать заработка в борделе, вскоре к ней присоединилась и Луиза. Супругов сестры оставили, а к работе привыкли. Нельзя сказать, что она подарила им красивую жизнь. Заработанных денег, по словам Фоккенс, порой не хватает и просто на жизнь, не то что на выполнение своих налоговых обязательств, которые появились у ночных бабочек после легализации их профессии.

Они, кажется, всегда только и держались тем, что были вместе. «Мы все всегда делаем вместе, стараемся помогать друг другу, – сообщает зрителям фильма Луиза Фоккенс. – Многое в жизни складывается не так, как нам хочется, но даже к таким ситуациям лучше относиться с улыбкой. Просто потому, что жить с улыбкой проще и лучше».

Конечно, прекрасно, что дамы смогли сохранить такое жизнелюбие и умение радоваться жизни, да еще и прекрасную физическую форму. Не каждая женщина в 70 лет в состоянии сходить самостоятельно в магазин, а сестры Фоккенс до последнего исправно исполняли свои непростые обязанности. Но плакать хочется, как представишь, чего могли добиться Мартина и Луиза, сложись их судьба по-другому. Могли ведь стать писательницами, спортсменками и в таком амплуа прославиться на весь мир. Но мир будет помнить о них лишь то, что они обслужили 355 тысяч мужчин. Впечатляет, конечно, но никакого желания повторить не вызывает.

Наверное, справедливо говорят, что легализация проституции экономически выгодна для страны, а в юридическом плане удобна для тех, кто ею занимается. Но, по-моему, совершая такой шаг, любое правительство узаконивает право на несчастную судьбу и поломанную жизнь. Наивно полагать, что если торговля телом не разрешена законом, то ею никто не занимается. Но пока она вне правового поля, это всегда повод бороться с ней. Отказываясь от борьбы, мы опускаем руки, признаем, что ничего не можем сделать для женщин, которые добровольно решили сдаться. Мы не будем их спасать, предлагать им альтернатив. Нам все равно.

Особенно странно, когда разговоры о легализации проституции ведутся в России, где Достоевский создал образ Сони Мармеладовой, а население страны уже 150 лет не устает над ним плакать.