96 лет тому назад, в марте 1917 года, произошло роковое для России событие – отрекся от престола Николай?II. В нашей истории найдется немного деятелей, которые были бы столь привлекательными личностями, как царь-мученик, а вместе с тем и таких, кто бы в подобной мере подвергся поношению. Достаточно вспомнить эпитет «кровавый», который враги монархии и России употребляли по отношению к кроткому и незлобивому Государю. Увы! До сей поры находятся люди, готовые повторять досужие домыслы и сплетни, порочащие память последнего императора и его семьи.
Весьма существенное суждение об этом монархе я нашел в одном из писем епископа Григория (графа Граббе), который был управляющим делами Синода Зарубежной церкви в течение 55 лет.
«Он (Государь) представляется мне одной из самых трагических личностей в истории. Обладая несомненными добродетелями христианского властителя, он окружен был тягчайшими условиями духовно-нравственного упадка окружающих и недостатка сотрудников, которые были бы того же христианского духа. Сто лет ранее он был бы в истории известен как великий царь, а в наши дни неизвестно, кто мог бы справиться с государством, быстро разлагаемым нашей интеллигенцией и нравственно падающим правящим классом, к тому же утомленными войной».
Мы живем в такое время, когда мысль о том, что народ всегда и во всем прав, сделалась некоей аксиомой. Но не станем забывать, что именно толпа своими криками убедила Понтия Пилата отдать Господа Иисуса на распятие. Тем, кто в этом пункте не согласится со мною, я приведу мнение замечательного писателя и недюжинного мыслителя, которого никто не посмеет заподозрить в последовательном «монархизме». Это Василий Васильевич Розанов. В его «Предсмертных мыслях» есть заметка «Рассыпанное царство», в которой мы читаем: «И вот рушилось все разом – Царство и Церковь. Попам лишь непонятно, что Церковь разбилась еще ужаснее, чем царство. Царь выше духовенства. Он не ломался, не лгал. Но, видя, что народ и солдатчина так ужасно отреклись от него, так предали (ради гнусной распутинской истории), и тоже?– дворянство (Родзянко), как всегда фальшивое «представительство», и тоже?– «господа купцы», – написал просто, что в сущности он отрекается от такого подлого народа. И стал (в Царском) колоть лед. Это разумно, прекрасно и полномочно. (...) Русь слиняла в два дня. Самое большее в три. (...) Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И, собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая «Великого переселения народов». Там была эпоха, «два или три века».
Здесь – три дня, кажется, даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом буквально ничего. Остался подлый народ, из коих вот один, старик лет 60, «и такой серьезный», Новгородской губернии, выразился: «Из бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть»... И что ему царь сделал, этому «серьезному мужичку»?»
Писано это было девяносто лет назад... Много воды утекло, но я могу засвидетельствовать: эти «серьезные живодеры» у нас еще не перевелись.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.
