"Весёлая царица
Была Елизавет,
Поёт и  веселится,
Порядку только нет..."

Портрет Елизаветы Петровны. Художник Иван Вишняков (1743).

Портрет Елизаветы Петровны. Художник Иван Вишняков (1743).

Другой

Фото:

Родившаяся 18 (29) декабря 1709 года императрица Елизавета Петровна в целом оставила о себе  добрую память в народе. Частично это было результатом грамотного пиара "дочери Петра Великого", частично следствием её личных качеств. Уже то, что за свою жизнь Елизавета не подписала ни одного смертного приговора, характеризует её с лучшей стороны. Её лозунг –  "живи и давай жить другим", что, конечно, недёшево обходилось для казны, но экономило немало крови.  

Хотя Елизавета взирала на государственные дела сквозь пальцы, игнорировать вопросы благоустройства столицы государства она не могла. Романовы смотрели на Петербург и его пригороды взглядом председателя садоводства на вверенную территорию: "Здесь мой участок, эти участки я отдам друзьям и родственникам, канавы надо углубить, дороги расчистить, за освещение сбор денег организовать..."

Обустраивая свою столицу, дочь Петра скорее выступила преемницей Анны Иоанновны. Именно в их царствование Петербург из верфи и военной базы стал превращаться в правильно спланированную столицу. В 1737 году был составлен Генеральный план развития города, который продолжал реализовываться и в елизаветинское время. Последовательно проводилась  каменная застройка в черте Мойки. От Анны Иоанновны Елизавета унаследовала и ведущих архитекторов своего царствования – Б-Ф. Растрелли, М.Г. Земцова, С.И. Чевакинского.

Стабильное двадцатилетнее царствование, протекавшее без войн и внутренних потрясений, позволило императрице и знати начать реализовывать масштабные градостроительные проекты. Именно в правление Елизаветы Петровны были построены дошедшие до наших дней чудесные барочные дворцы – Воронцовский, Шереметевский, Строгановский, Шуваловский, Аничков. В 1754 году началось возведение нынешнего Зимнего дворца. Любопытно, что при Елизавете Петербург практически не обогатился масштабными общественными зданиями. Зато при набожной царице строилось много церквей.  Елизавета лично распорядилась вернуться к традиционной для России архитектуре пятиглавых церквей, от которой отошли в Петровскую эпоху, и город получил Спасо-Преображенский, Николо-Богоявленский и Смольный соборы.   
Наконец, заботясь о блеске придворной жизни, государыня выступила покровительницей изящных искусств. При ней появились Академия художеств, Императорский фарфоровый завод и даже постоянно действующий театр на русском языке.

25 декабря 1761 года (5 января 1762-го) Елизавета отошла в мир иной, но оценить некоторые достижения её царствования петербуржцы могут и по сей день.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.