Шёл 1958 год. Папу отправили из Москвы на работу в старинный русский город Кострома – тогда создавались совнархозы. Мы – мама, я и брат – поехали за ним. А бабушка, мамина мама, осталась в Москве.

В Костроме я пошла в первый класс. Город в то время, как, впрочем, и сейчас, был голодным краем. Но мы, дети, этого не замечали. У нас было весёлое, бесшабашное детство с большими дворами, с беготнёй по подвалам, игрой в казаки-разбойники, лапту, прятки и штандер. И, конечно, Волга! Зимой мы катались с горки на ледянке, а летом нас было не вытащить из воды. В воскресенье родители давали нам с братом три рубля, и мы, чувствуя себя богачами, шли утром в кино или в кукольный театр, покупали мороженое и сладости.

Я окончила первый класс, и родители решили отправить нас с братом (он был на два года моложе меня) на лето к бабушке в Москву. Она жила в Лианозово, в доме барачного типа, в маленькой комнатушке с общей кухней с керосинками, с удобствами и с колодцем во дворе.

Родители посадили нас в поезд и, наверное, дали бабушке телеграмму. Но бабушка её не получила. Мы с братом приехали в Москву, а на перроне нас никто не встретил.

Но мы не растерялись: на 11-м трамвае доехали до Савёловского вокзала, затем сели в электричку и добрались до Лианозово. Там нам надо было идти пешком около двух километров до дома бабушки. А ведь у нас наверняка были с собой ещё какие-то вещички.

Когда мы появились перед бабушкой, она онемела.

Но главное... мои родители – беззаботная молодость – хоть бы раз сказали: "Что же мы наделали! Как могли отправить детей одних!" Нет, при любом застолье они с гордостью рассказывали всем родным и знакомым, какие у них умные дети. И мы тоже очень собой гордились.

И только когда я стала няней-гувернанткой у мальчика семи лет, которого за ручку водила в школу, расположенную в соседнем доме, я поняла, какие же мы с братом были маленькие!

Но всё равно я благодарна родителям, что они не испугались, не стали себя корить, а всегда гордились своими умными и такими находчивыми и самостоятельными детьми.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.