С 18 по 28 января в Америке прошёл кинофестиваль Sundance – парад добрых намерений, гуманистических идей и дружбы народов.
Самый гостеприимный кинофестиваль на свете найден. Это “Санденс” в американском Парк-Сити – место, куда звёзды приходят на вручение премий в горнолыжных костюмах и болтают со зрителями, как со старыми друзьями. Впрочем, многие из них и есть друзья: на фестивале встречаются волонтёры из разных стран, которые ездят на него за свой счёт десятилетиями, чтобы побыть частицей чего-то большого. За работу им платят кофе, печеньем и билетами на показы – из расчёта один фильм за четыре часа волонтёрства. Казалось бы, сомнительная сделка, но ни на одном киносмотре в Европе добровольцы (а на “Санденсе” их 2200 человек!) не встретят вас с такой широкой улыбкой и не расспросят о родной стране и любимых фильмах. А узнав, что вы из России, тут же вспомнят (или придумают) какую-нибудь добрую историю, чтобы наладить дружбу. Кто-то ездил на Байкал прокладывать экотропу, кто-то учил язык – и сейчас это как докажет! – а кто-то хранит дома иконы. На “Санденсе”, как и в Каннах, боятся террористических актов, и поэтому досматривают всех гостей. Но если на Лазурном берегу это довольно унизительная процедура, в ходе которой у вас заберут даже яблоки, то американцы превращают её в игру. “Позвольте вас немного обнять!” – улыбаются полицейские, заглядывают в сумки и пропускают зрителей внутрь.
Официальные показы со звёздами проходят в библиотеках, актовых залах школ и на спортивных площадках. Если бы не зимний холод, в кинотеатрах стоял бы вкусный запах самой разной еды – монгольской, мексиканской, индийской. Всё это воспринимается естественно: “Санденс” давно перестал быть фестивалем только американского кино и превратился в праздник народной дипломатии и человеколюбия.
Эта миссия сформулирована в лаконичном, но пронзительном девизе: “История живёт в каждом из нас”.
А ещё самый гостеприимный кинофестиваль на свете завершён. И во-первых, на нём победили два Максима, связанные с Россией. Документальный фильм Максима Поздоровкина “Наш новый президент” (Our New President) выиграл специальный приз жюри за лучший монтаж в секции Мирового документального кино. Этот фильм – провокационное исследование того, как российское телевидение освещало выборы президента США. А швейцарский фильм “Генезис 2.0.” (Genesis 2.0.), снятый российским режиссёром Максимом Арбугаевым, взял в той же секции конкурса приз за операторскую работу. “Генезис 2.0.” – редкое документальное кино, которое, несмотря на научную тематику, можно назвать авантюрным и динамичным: герои находят останки мамонтов и выдвигают дерзкую теорию, что современная генетика может воскресить вымерший вид.
А во-вторых, гораздо важнее, что многочисленные призы “Санденса” распределились в строгом соответствии со слоганом об истории, живущей в каждом. В год, когда европейские фестивали замкнулись на проблемах Старого света, а официальный “Оскар” устроил крестовый поход против конкретных тиранов, “Санденс” своей программой и своими наградами напомнил о главной ценности кинематографа - о том, что он служит всем. Фестиваль одинаково и без малейшего лицемерия чествовал фильмы на темы, важные для самых разных, часто не понимающих друг друга людей. Было ощущение, что “Санденс” как будто пытался склеить расколотое общество. И составители программы фестиваля действительно нашли способ хотя бы ненадолго всех примирить.
Для этого они сделали главной героиней едва ли не всех фильмов семью. Странную, склочную, неблагополучную, но все же семью. Даже в фильме под названием “Кажется, теперь мы одни” (I Think We’re Alone Now), герои переживают конец света вдвоем. Воздушная Эль Фаннинг и мрачный Питер Динклейдж из “Игры престолов” - люди, которые вряд ли бы встретились в жизни. Но для того и существуют кинофестивали, чтобы несовместимое совмещалось.
Фильм “Приходи в воскресенье” (Come Sunday) – провокационная история пастора, который не согласен с тем, что грешники попадают в ад, ведь это означает, что после смерти он не встретит родных. Между героем и церковью происходит конфликт, но в в соседнем кинозале показывают ленту “Бремя” (Burden) - очень консервативную драму о том, как чернокожий священник спасает члена “ку-клукс-клана”.
Шарлиз Терон сыграла в трогательной “Талли” (Tully) женщину, уставшую быть матерью - но именно рождение нового ребенка помогает ей воссоединиться с семьей.
А героиня фильма “Пазл” увлекается собиранием головоломок и забывает о муже и детях – но зритель в состоянии его понять. Персонажи “Всего, что у них было” (What They Had) напротив, сражаются за свою семью до конца. Когда дети решают отправить страдающую болезнью Альцгеймера мать в больницу, отец кричит, что заботился о ней 60 лет и готов заботиться ещё столько же.
Драма “Не оставляй следов” (Leave no Traces) рассказывает о ветеране войны, который пытается спрятаться от мирной жизни в лесу - но в каждый свой опасный поход он берет маленькую дочь. Герой вызывает симпатию, но в Парк-Сити предостаточно фильмов, протестующих и против армии, и против полиции – например, драма “Чудовища и люди” (Monsters and Men).
И в победившем на фестивале фильме “Перевоспитание Кэмерон Пост” (The Miseducaton of Cameron Post), и в показанном вне конкурса “Ребенке вроде Джейка” (A Kid Like Jake) затрагивалась одна и та же болезненная тема - отношение родителей к тому, что их дети могут вырасти не такими, как они сами. Но важность момента и в том, что “Санденс” дает высказаться и консерваторам. К этому располагает сама природа фестиваля: передовое кино он показывает в старомодном мормонском штате Юта, а горячие дискуссии и огнеопасные вечеринки проходят здесь под присмотром холодных снежных пиков. Но по вечерам город начинает светиться, как новогодняя елка, и у тысяч самых разных людей со всего света создается ощущение, что наконец-то вся семья в сборе. Самое время немного посмеяться, погрустить, поругаться и преломить хлеб. Ведь у каждого есть история, которую стоит рассказать.
