Вдова Льва Яшина год назад ответила строгим отказом на просьбу о помощи в работе над художественным фильмом о её великом супруге. Разговоры о необходимости увековечить память лучшего вратаря в истории футбола в HD-формате возникли на волне успеха «Легенды №17» и «Матча». Тогда мне показалось логичным списать скепсис Валентины Тимофеевны на нежелание выяснить вдруг на старости лет, что её родной человек был похож на Безрукова. Но я грубо ошибся.

Всё встало на свои места, когда я посмотрел очередной наш байопик (фильм-биографию. – Прим. ред.) про очередного нашего суперспортсмена «Поддубный». Стало ясно, что дело не в Безрукове, не в Пореченкове, не в Козловском и вообще не в актёрах. Дело во лжи, которую сценаристы разбавили эпизодами жизни главных героев картин. Я приблизительно представляю себе разницу между художественным и документальным кино. Но рассказывать придуманную историю или легенду, вписанную в известный контекст (типа «В бой идут одни «старики» или «Титаник»), – это не то же самое, что взять биографию человека и ради пущей выразительности сдобрить её десятком вымышленных историй. А именно так поступили с Валерием Харламовым и Иваном Поддубным. Именно так наверняка поступили бы со Львом Яшиным, поэтому Валентину Тимофеевну я прекрасно понимаю. Зная, что проклятые журналисты перевирают слова ваших знакомых, сами вы общаться с ними едва ли захотите. Вот и она решила не связываться с киноиндустрией.

Хвалебных отзывов о «Поддубном» от друзей и знакомых (моих, а не самого Поддубного, конечно) я прочитал и услышал достаточно. Согласно им, «это качественное патриотичное кино о настоящем русском богатыре». Если авторы задумывали его таким, значит, их цель достигнута. С тем, что Поддубный почти идеален в качестве прототипа национального героя (скорее украинского, правда, чем русского), спорить не буду. Но «Легенда» осталась бы фильмом о великом хоккеисте без вымышленной аварии перед Суперсерией-72 и болеющего за «Спартак» Брежнева. И «Поддубный» не стал бы менее крутым без евреев-ростовщиков, проклятых капиталистов и краудфандинг-акции в помещении нью-йоркского ломбарда. Весь этот «художественный вымысел» подчёркивает не силу главного героя, а ничтожность тех, кто его окружает.

Зачем это нужно – я не понял. Если дело в том, что на правде патриотов воспитать невозможно, это вопрос к нам, которые ничего не делают, чтобы реальность изменилась в лучшую сторону, а не к истории великого украинского чемпиона Ивана Поддубного. Её считают великой, наверное, все. Кроме создателей фильма про него. Если кто-то хочет воспитывать патриотизм на лжи – ради бога. Но мне такой подход противен. Поэтому запоздало, но официально заявляю: х/ф «Поддубный» (IMDB ID 3767246, официальный сайт www.ivan-film.ru) – дрянь. Можете использовать моё мнение против меня.

6-кратный чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков, который сегодня трудится в Совете Федерации, предлагает запретить к просмотру на больших экранах картины, в которых «откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется всё, что связано с Россией, с русской культурой».

Когда Art Pictures Studio снимет фильм «Бату-Хан», Россия и её культура в нём будут показаны в лучшем виде. Только не удивляйтесь, Бату Сергеевич, если вдруг из него вы узнаете, что полгода между боями с Краусом и Замбидисом лежали в психушке, заснули за рулём или попали под комбайн. Повезёт ещё, если сценаристы предложат вам выбрать один из вариантов.

Мнение автора может  не совпадать с мнением редакции.