Metro начинает серию репортажей про заброшенные здания Новосибирской области. Первым объектом, куда отправился репортер вместе со сталкерами, стал заброшенный совхоз в Колывани. Испытания там ждали нешуточные, ведь нужно было не только уметь лазить через забор, но и в случае чего не испугаться охранников. По пути в поселок ребята-сталкеры рассказали, чем их привлекают такие здания.
– Захотелось узнать об истории этих объектов, экстрим, так сказать, испытать, – рассказал 24-летний Владислав Царев. – Толпу не берем с собой. С одной стороны, вроде как было бы и более безопасно, а с другой – лишний шум ни к чему.
На объекте нас встречают вполне дружелюбные охранники. На предложение показать здания – соглашаются. Только с условием: «Ничего в карман не прятать, а то всем лишь бы украсть что-нибудь». Благодаря, наверное, только этим мужественным стражам – Васе и Сане – здесь до сих пор ничего не растащили.
– Когда приезжаем на место, то всегда стараемся решить вопрос миром. Объясняем, что просто хотим посмотреть и сфотографировать. В большинстве случаев сторож относится к этому нормально, – уточнил второй сталкер Владимир Самокишев. – Иногда вообще никого не встречаем. Или встречаем, но позже. И тут намерения у охраны могут быть не самые доброжелательные.
В таком случае парни применяют знание закона. По статье 20.17 КоАПа в полицию их никто не заберет. Максимум, что могут сделать, – это выписать штраф за самовольное проникновение на объект в размере от 300 до 500 рублей.
В этот раз все обошлось. С опытными экскурсоводами удалось побывать в столовой, где раньше работали и питались до 1000 человек, а также в здании бывшего сельсовета. К элеватору, скотобойне, пожарной каланче пробраться не удалось. Помешали высокие сугробы. Но ребята пообещали, что весной сюда вернутся и исследуют все до конца.
По словам охраны, совхоз был расформирован лет 10 назад. За это время на его территории сохранились не только кирпичные стены, но и различные раритеты. В двухэтажном доме остались кухонные принадлежности прошлого века, старинная мебель и бытовая техника. Внутри постройка разделена на несколько залов: гардеробные, банкетный зал, кабинет директора, телефонная станция, гараж и комнаты рабочих, где есть санузел и душевые комнаты.
– Сюда часто приезжают всякие бизнесмены, кто хотел бы выкупить здание
и организовать здесь что-то, а может и снести, – рассказал охранник Вася. – Но мы соблюдаем порядок, ведь охраняем не столько здания, сколько склады с зерном.
Когда заходишь внутрь здания, то не чувствуешь запах старины. Здесь все хорошо сохранилось, можно не бояться, что потолок обрушится. На стенах висят многие агитплакаты тех времен и даже таблица проверки зрения (зачем она нужна была в столовой – выяснить не удалось). В одной из комнат обнаружился выпуск газеты «Вечерний Новосибирск». И даже тема одной из статей как нельзя лучше передает атмосферу объекта: «Сохранить нельзя отдать» (пунктуация сохранена).
Кто такой сталкер: проводник в запрещенные зоны, местности. В настоящее время понятие «сталкер» приобрело более широкое значение. Это люди, которые посвящают свое свободное время исследованию заброшенных индустриальных, военных объектов (а порой и вовсе заброшенных деревянных домиков). Однако ранее сталкерами называли
и тех, кто нелегально проникает в Чернобыльскую зону отчуждения. Иногда сталкеров именуют диггерами, хотя они есть особый подвид сталкеров, специализирующийся на подземельях. О самом термине впервые упомянули в 1972 г. братья Стругацкие в романе «Пикник на обочине». Присоединиться к движению сталкеров в Новосибирске можно в соцсетях.
ФОТО: Metro
