Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила расследование авиационного происшествия с самолётом Boeing 737-500 VQ-BBN авиакомпании «Татарстан». Трагедия произошла 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани. 


Согласно отчёту, причиной крушения самолёта Boeing-737 стали системные недостатки в выявлении факторов опасности и контроле уровня риска, а также неработоспособность системы управления безопасностью полетов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней (Татарское МТУ ВТ, Росавиация), что привело к допуску к полётам неподготовленного экипажа.

«При уходе на второй круг экипаж не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолета в сложное пространственное положение на кабрирование. Отсутствие у пилотирующего пилота (КВС) навыков вывода самолёта из сложного пространственного положения привело к созданию им значительной отрицательной перегрузки, потере пространственной ориентировки и переводу самолёта в крутое пикирование (угол тангажа на пикирование до 75 градусов) вплоть до столкновения с землей.

Необходимость ухода на второй круг была вызвана непосадочным положением самолёта при выходе к взлетно-посадочной полосе, которое стало следствием эффекта «сдвига карты» на величину около 4 км, неспособности экипажа в данных условиях к комплексному самолётовождению и ведению навигации с требуемой точностью, а также отсутствия активной помощи со стороны службы ОВД при длительном наблюдении значительных отклонений от схемы захода на посадку», – говорится в отчёте.

Согласно расследованию МАК, к трагедии привела совокупность факторов, в частности: отсутствие у КВС первоначальной летной подготовки; допуск к переучиванию на Boeing-737 членов летного экипажа, не в полной мере удовлетворяющих квалификационным требованиям для направления на переучивание, в том числе по английскому языку; формальный контроль за результатами и качеством переучивания; систематическое нарушение режима труда и отдыха членов экипажа и большая задолженность по отпускам, что могло привести к накоплению усталости и негативно повлиять на работоспособность членов экипажа и др.

В результате крушения борта, выполнявшего рейс Москва – Казань, погибли все 50 человек (44 пассажиров и 6 членов экипажа).

Фото: Ирина Грызунова