Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Вторая статья совместного проекта Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и газеты Metro «УФАС уполномочен заявить...» посвящена обзору примеров недобросовестной конкуренции на рынке Петербурга.

Как ни странно, но начнем мы с биологии, а точнее, с двух биологических терминов:

• мимикрия (подражание, маскирование) –особенные случаи чрезвычайного внешнего сходства между различными видами животных, принадлежащих к разным родам, а в узком смысле  — это сходство между двумя видами организмов, которое выработалось в ходе эволюции как защитное;

и

• конкуренция – взаимоотношения организмов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения.

 

Спросите, какое отношение биологические термины имеют к рынку? Все предельно просто. И конкуренция, и мимикрия встречаются не только в природе. 
Но если конкуренция как соперничество компаний за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности – процесс вполне законный, то "мимикрия" подчас вызывает массу вопросов.

Скажете, не бывает такого? Давайте разбираться.

 

БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ

Если одна компания успешно использует собственный бренд, продукцию, услугу, привлекая потребителей, то почему бы и другим не попытаться использовать "чужой труд"? Согласитесь, гораздо проще выпустить товар, похожий на раскрученный бренд, и не тратить время и силы на завоевание доверия потребителей.

Возможно, именно так решила одна из кондитерских фабрик Петербурга, дизайнер которой не стал утруждать себя необходимостью придумывать что-то новое. История умалчивает… Однако на рынке появилась коробка зефира  Dolce Ameочень похожая на зефир Bonjour. Выбирая на полках магазина зефир, обычный покупатель практически не найдет отличий, а значит, на лицо недобросовестная конкуренция. Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу вынесло решение о нарушении ст. 14 Закона о защите конкуренции, и предписало  нарушителям – ООО «Кондитерская фабрика «Ленинградская СПб» и ООО «Бэст Прайс», прекратить использование спорных упаковок.

РОССИЙСКАЯ ФИНЛЯНДИЯ

Решили купить финское масло?

Увидели упаковку с финским флагом и надписью на финском языке, и вот уже рука тянется к "финской" пачке, но... Но оказывается, не все то финское, что с "финским флагом"...

Сотрудники Управления выяснили, что сливочное масло производится в России и, несмотря на упорное желание доказать, что оно финское, таковым не является. Зачем выдавать российское за финское? Ответ на этот вопрос знает только производитель, который, надо отдать должное, нарушение устранил.

«Компания добровольно устранила нарушение – убрала с упаковки флаг Финляндии. Поэтому Санкт-Петербургское УФАС России предписание организации не выдало. На сегодняшний день у антимонопольного органа претензий к упаковке нет. Но, так как факт нарушения антимонопольного законодательства нами установлен, то в ближайшее время будет возбуждено административное производство, а значит, организации будут оштрафованы», – прокомментировал ситуацию руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

ХОХЛОМА БЫВАЕТ РАЗНАЯ

Выбирая сувениры с хохломской росписью, подчас мы и не подозреваем, что покупаем совсем не хохлому, а продукт "мимикрии". Компания «Хохломская роспись» обратилась в Управление с заявлением о том, что «ГАЛС Партнер» выставил на продажу свою деревянную сувенирную продукцию, указав на этикетках, что она произведена «Хохломской росписью». Внешне оригинальная хохломская продукция практически неотличима от "подделки". Для обычного покупателя все это – "хохлома". А значит, такие действия подрывают деловую репутацию «Хохломской росписи» и вводят потребителя в заблуждение относительно места производства товара. По всей вероятности, компания решила воспользоваться всемирно известным брендом и продавать за счет этого собственную деревянную сувенирную продукцию.

Санкт-Петербургское УФАС России предписало «ГАЛС Партнер» прекратить распространять заведомо ложную информацию.

Вот и получается, что мимикрировать умеют не только животные. Некоторые компании вполне "успешно" используют подражание и маскировку для укрепления своих позиций на рынке, не считаясь с принципами добросовестной конкуренции и российским законодательством.

В завершение хочется призвать вас обращаться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, сотрудники которого всегда готовы разобраться и в случае выявления нарушений привлечь нарушителей к ответу.

Предыдущая статья проекта - обзор финансовых нарушений - Не прячьте ваши денежки