Российская торговля за год сумела заместить выпавшие из-за эмбарго продукты по основным категориям, но импортозамещению это помогло пока не очень сильно. Такое мнение Metro высказал Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOline-Аналитика».

– Нынешняя структура ассортимента в магазинах более устойчивая и не предполагает ценовых шоков, – говорит эксперт. – Но доля отечественных продуктов на полках магазинов за год эмбарго увеличилась в среднем всего на 10%. Остальной импорт из ЕС и других стран, которые ввели в отношении России санкции, просто заменили тем же импортом – только из Китая, Турции, Латинской Америки. Упрочила свои позиции Белоруссия.  

Минэкономразвития подтверждает, что импортозамещение в России «не освоено в существенной мере». Производство пищевых продуктов в 2015 году увеличилось на 2%, но при этом импорт заметно упал по большинству категорий – россияне стали меньше покупать.

– Ещё один год эмбарго и указ об уничтожении санкционных продуктов помогут импортозамещению, – предполагает Бурмистров. – Но основная проблема – недостаток инвестиций в новые мощности.

В Петербурге, по данным Петростата, цены на продукты за полугодие выросли на 12,1%. Сильнее всего подорожали чай (35,2%), маргарин (26,6%), кофе (22,9%), мясные консервы (21,7%), овощи и фрукты (21,2%), подсолнечное масло (20,3%) и рыба (19,6%). Сахар прибавил 16,5%, хлеб – 15,2%, а кондитерские изделия – 14,9%.

Стоимость продуктов в трёх городских сетях (от минимальной до максимальной)

Стоимость продуктов в трёх городских сетях (от минимальной до максимальной)

Владимир Бессонов,
заместитель руководителя лаборатории исследования проблем инфляции Высшей школы экономики

Если не произойдёт ничего из ряда вон выходящего, то скачка инфляции во второй половине года можно не ожидать. Темпы роста цен окажутся на уровне весны. Разумеется, небольшой всплеск сейчас вызван падением курса рубля и повышением тарифов в июле, но он локальный. Есть версия, что торговые сети удерживали цены в начале года, а теперь возьмут своё. На самом деле эти возможности невелики. Повышение цены вызовет дальнейшее снижение спроса – ритейлерам это не нужно.