Министерство энергетики предлагает ввести так называемую абонентскую плату за пользование сетями электроэнергии. Об этом заявил заместитель главы ведомства Вячеслав Кравченко. По его словам, это будет фиксированный платёж, который существует "во многих странах Европы". Аргументирует он необходимость, в частности, тем, что множество домов и квартир (прежде всего, инвестиционных) пустует, соответственно деньги на электросети не идут, а износ тем не менее происходит.

Виталий Субботин, руководитель направлений «Строительство. Недвижимость. ЖКХ» в Русской школе управления, объясняет Metro, что сейчас плата за пользование электросетями существует, но она включена в тариф.

– К примеру, я плачу 2,5 рубля за киловатт. Из них 2,2 рубля идут за сам ресурс, а 30 копеек за пользование сетями, – говорит Субботин. – То есть человек может не потреблять ресурс, но работы, связанные с подготовкой и поддержанием сетей в надлежащем состоянии, осуществляются планово, каждый год. С экономической точки зрения инициатива понятна. Ведь даже президент Путин констатирует факт, что изношенность электросетей в России составляет 60%. В таких условиях ни о каком существенном обновлении их речи не идёт.

При этом быстро реализовать идею вряд ли возможно. Нужно изменить целый ряд законов, говорит Субботин. Плюс социальная составляющая - счета вырастут.

– Я не стал бы надеяться, что после введения платы за электросети стоимость коммуналки не вырастет, – продолжает эксперт. – Да, если брать те же 2,5 рубля, киловатт подешевеет на эти 30 копеек. Но это с лихвой компенсируется отдельной строкой в платёжке. Ведь, как говорится, когда пытаются раскладывать яйца в разные корзины, в каждую нужно положить хотя бы одно. Кроме того, плату исключат из показателей, по которым ежегодно ограничивают рост тарифов.

Замглавы Минэнерго Кравченко предполагает, что ежемесячные счета россиян после введения платы вырастут на 20-100 рублей. Субботин говорит о 7-10% от общей суммы в платёжке.

– Самое важное, что если введут плату за пользование электросетями, то за ними последует и другая инфраструктура, – заключает он. – Вода и прочие ресурсы.