Российские власти перестали отрицать, что резкий рост цен на продукты в стране вызван запретом на импорт, прежде всего из ЕС. Сам факт на форуме «ВТБ Капитала» признал Антон Силуанов, министр финансов. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев ситуацию и вовсе назвал «гремучей и взрывоопасной». Более того, укрепление рубля не поможет, прорезюмировал президент Сбербанка Герман Греф: доллар отскочит, а цены – нет.

На этом фоне в Минпромторге предложили вернуться к обсуждению продовольственных карточек для малоимущих. По аналогии с американским опытом, но в виде платёжных карт, субсидии по которым можно потратить на продукты в магазинах. Чиновники, уже предлагавшие такой вариант в кризис 2008 года, во время засухи 2010-го и в 2012-м, полагают, что такая мера сможет оживить потребление в стране.

По словам Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», безналичный характер таких субсидий упрощает их внедрение, а сама система может быть эффективной.

– Всё, конечно, зависит от объёмов помощи, –говорит он Metro. – Но практика показывает, что субсидии не только помогают малоимущим, но и быстро возвращаются в экономику из-за их целевого использования. Так как выделяемые средства будут ограничены целевым использованием – преимущественно речь о приобретении продуктов питания - это может способствовать определенному росту платежеспособного спроса и, естественно, отразится на объеме выручки. Основными бенефициарами такого проекта могут стать крупные операторы food retail (продуктовых розничной торговли), производители базовых продуктов питания и сельскохозяйственные организации.

Алексей Вязовский, вице-президент Золотого монетного дома, связывает инициативу с желанием предотвратить социальный взрыв.

– Рост цен в первую очередь бьёт по малообеспеченным слоям населения, это больше 20 млн человек, – отмечает экономист. – А упавший рубль делает людей ещё беднее. Все это в итоге может привезти к социальному взрыву, который можно попробовать отсрочить продкарточками.

Как считает Клягин, основные риски продуктовых карт – рост бюджетных расходов и, возможно, разгон инфляции.

– Первый фактор в моменте нивелировать нельзя, здесь приходится выбирать, например, в пользу позитивного среднесрочного эффекта, – заключает эксперт. – Но в целом риски носят скорее умеренный характер. Так как подобная программа, очевидно, не может быть реализована в краткосрочный период, ее полноценное внедрение займет как минимум несколько лет, и на первоначальном этапе дополнительная ликвидность в этом сегменте будет не столь значительной, чтобы существенно повлиять на цены или значительно дестабилизировать бюджет.