Metro: Расскажите о вашем сегодняшнем концерте в клубе «А-2».
Мы такая группа, которая практически не готовится к концертам. Сейчас, возможно, отрепетируем несколько старых вещей, учитывая, что с нами выступит Сергей Рогожин. Он споет на концерте пару-тройку вещей. А вообще, стараемся выступать спонтанно. Совсем не исключено, что исполним и композиции, которые еще никогда не звучали.

Metro: Фонду «Гаркундель» городские власти наконец-то предоставили помещение?
4 сентября был подписан приказ. Нам дали здание, даже скорее флигилек, на 10-й Советской улице. Чтобы получить его, я ходил по разным кабинетам, писал письма в течение семи лет. И когда мне сказали, что помещение у нас есть, я, честно говоря, не поверил. Думал, придется ждать еще столько же времени. Оттуда вывезли три огромных контейнера с мусором. Теперь нужно обустраиваться, все доводить до ума. Мир оказался не без добрых людей. Один человек подарил грузовик с цементом, другой – металлические конструкции. Но этого мало, и я бросил клич о помощи «ВКонтакте» – vk.com/garkundel_help.

Metro: Что будет находиться в этом здании?
Предполагается арт-центр. Музыканты будут выступать, записываться. Очень хочу создать музей рок-н-ролла. Этот дом нужен не для зарабатывания денег. Молодежь должна не слоняться без дела на улице, колоться и выпивать, а заниматься творчеством. Кроме того, есть мысли построить небольшую гостиничку – мест на шесть. Музыкантам, которые станут приезжать из других городов, будет где остановиться.

Яна Махалова: Группа «АукцЫон» – единственная, которая приносит счастье. На концертах все просто и хорошо. А вот согласились бы вы, как в фильме «Я тоже хочу», отправиться за счастьем по пустынной дороге?
С картиной Балабанова связана поистине мистическая история. Я уже потом узнал, что на роль музыканта претендовали, в порядке очереди, Вячеслав Бутусов, Глеб Самойлов, Сергей Чиграков, Леня Федоров. Знаете, как я Лене завидовал. По-хорошему, но черной завистью. И потом так случилось, что дней за десять мне позвонил Балабанов и спросил, не хочу ли я сыграть в его фильме. Ответ был однозначным. Правда, Леша немного во мне сомневался – сумею ли я сыграть. И когда картина была закончена, я услышал величайшую похвалу из его уст: Олег Гаркуша – величайший драматический актер. Кстати, когда шли съемки, я сказал Балабанову, что эта история и моя тоже. Когда я в 1996 году улетал в Америку лечиться от алкоголизма, я тоже уезжал в неизведанное, как и его три героя фильма – музыкант, проститутка и бандит – в поисках Колокольни Счастья.

К. Ложкомоева: Что нужно слушать, читать и смотреть, чтобы лучше понять Олега Гаркушу?
Я смотрю старое советское кино, которое было снято с 50-х годов по 80-е. От фильмов того времени не оторваться. Но, увы, эти ленты, как правило, не показывают в прайм-тайм. Мало того, я немало удивился, когда воскресным днем с утра до вечера на одном из центральных каналов показывали все серии «Крепкого орешка». Зато ту же великолепную сказку «Золушка» показывают в два часа ночи, когда все дети давно спят. Все воспитание идет от души, от духовности, а этого частенько нашему телевидению не хватает. Или книги. Мне кажется, стоит читать побольше приключенческих романов, тех, которыми мы сами зачитывались в юности: про индейцев, про борьбу добра со злом.

Metro: Вы снимаетесь у разноплановых режиссеров, в картинах, которые вызывают споры. Какие ленты вам запомнились больше всего?
Прежде всего, это работа с недавно ушедшим из жизни Алексеем Юрьевичем Германом. К примеру, в фильме «Трудно быть богом» ему нужен был взгляд Олега Гаркуши. Понимаете, не сам я, а только мой взгляд. Причем репетировали неделю и еще столько же времени снимали. Или, как в его же картине «Хрусталев, машину!», я отдаю честь герою Юрия Цурило и падаю на пол. Пол был кафельным, так Герман еще его и водичкой полил. Но я тоже хитрован. Обмотал мягкое место простынями, чтобы не так больно падать было. Или вот комплимент от писательницы Виктории Токаревой. После просмотра «Суходола» она мне сказала: «Ну ты и гад!», что в ее устах звучало как величайший комплимент.

Алексей Автушко: Олег, как бы так прожить всю жизнь юным и не стать «человеком серьезным». Поделитесь, пожалуйста, опытом?
Это, скорее всего, от Бога. Недавно я встретился со своим другом Славой, с которым знаком 20 лет. Разговорились. Я ему говорю: вот взял бы с собой на дачу сосисок, хлеба, кашку сварил – и мне больше ничего не нужно. Слава в ответ: так и я такой же – огурчиков тоже, хлебца... Мы воспитаны в хорошем смысле. И не изменились. Конечно, хотелось бы и икру ложками есть, и особняки иметь. Но достаток должен быть во благо и сколько положено. А то ведь может так получиться, что и особняков можно лишиться, и свободы. Нужно думать о других. О том, что тебе говорят спасибо за концерт и за то, что человек несколько лет не пьет.

Дина: Что вы говорите своим музыкантам, когда вас зовут на второй или третий бис?
Ничего не говорю. Хотя мы можем играть и 1,5 часа, и 2,5. Все зависит от Лени Федорова – в каком он настроении. Однажды был такой случай в Киеве. Отыграли четвертый бис. Все, спрашиваю, уходим? Кивают головой. И я направился в душ. Выхожу и – мама родная, никого нет, все на сцене. Я мокрый, натягиваю штаны и босиком на сцену.

Павел Майоров: О чем вы думаете, когда идете один по улице?
О разном. Мысли всякие витиеватые мелькают. Нужно радоваться каждому дню. Ты здоров – и это уже счастье.

Олег Гаркуша признал этот вопрос самым интересным, и наш читатель получил два билета на юбилейный концерт.
 

Факты биографии

Олег Гаркуша родился  23 февраля 1961 года
в Ленинграде.
• 1980 г. Окончил Ленинградский кинотехникум. Работал киномехаником в Карелии и Ленинграде – в кинотеатрах «Современник» и «Титан».
• 1985 г. Вышел впервые на сцену в составе группы «АукцЫон».
• 1986 г. Сыграл свою первую роль в кино у режиссера Валерия Огородникова в фильме «Взломщик».
• 1991 г. Олег Гаркуша участвовал в концерте «Рок против террора».
• 2001 г. Выпустил сборник стихов «Мальчик как мальчик».
• 2003 г. Возглавил Молодежно-общественный комитет по подготовке празднования 300-летия Санкт-Петербурга.
• 2004 г. На сцене театра «На Литейном» сыграл в спектакле «История одного убийства» по произведениям швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта.
• 2012 г. Сыграл одну из главных ролей в последнем фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу».