Подобно тому как лесной пожар охватывает огромные территории, так и паника с негодованием охватила множество людей из-за письма Рослесхоза № ЕК-07-54/1985, в котором ведомство разъяснило органам управления лесами субъектов РФ и своим территориальным органам, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев следует рассматривать как хищение. Некоторые СМИ быстро разнесли эту новость, убедив обычных людей, что их теперь могут посадить в тюрьму за сбор хвороста для костра в лесу. В социальных сетях из-за этого появились тысячи гневных комментариев в адрес ведомства.

Metro ознакомилось с письмом Рослесхоза, поговорило с экспертами по поводу данной новости и выяснило, что же в реальности значит разосланное сообщение.

Изучив внимательно документ ведомства, стало понятно, на чём сыграли журналисты и что вызвало такой переполох. Наибольшую путаницу и страх вызвал последний абзац трёхстраничного письма, где сказано:

"Рослесхоз полагает, что присвоение находящейся землях лесного фонда древесины ветровальных, буреломных деревьев без осуществления рубки указанных деревьев следует рассматривать как хищение"

При этом документ ссылается на 260 (Незаконная рубка лесных насаждений) и 261 (Уничтожение или повреждение лесных насаждений) статьи УК РФ. Кроме того внимание людей привлекло слово "хищение", которое и заставило некоторых писать, что за сбор веток нарушителя будут наказывать по 158 статье ("Кража") УК РФ. В связи с этим неразобравшиеся в теме журналисты и читатели стали говорить, что за сбор любых палок в лесу людей станут кидать за решётку.

Metro поговорило с юристом Валентином Карелиным, который весьма подробно объяснил, что внутренние документы не имеют никакого отношения к официальным нормативным актам.

-Из того, что читал, вижу что письмо 25.02.2016 года № ЕК-07-54/1985 не опубликовано, а разослано Рослесхозом своим территориальным органам. При этом в силу части 3 ст. 15 Конституции "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина... не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения". В итоге можно сказать следующее, оно не опубликован — следовательно не должно применяться при решении вопроса о наложении штрафа, - отметил он.

Кроме того юрист добавил, что следует очень внимательно отнестись к терминологии и конкретным фразам данного письма. Он указал, что в подобных делах суд часто ссылается на абзац 2 пункта 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 (в ред. от 26.02.2015 г.) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", где сказано:

"Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности... а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества."

В итоге из текста становится видно, что речь идёт о "рубке" и "уничтожении/повреждении", а не сборе. Кроме того в документе говорится именно о "насаждениях", что тоже важно, потому что кроме этого понятия существует такая вещь как "неликвидная древесина", а это и есть сучья, ветки и части поваленного ветром ствола, которые люди и собирают для костров. Всё это является хламом, подлежащим уборке и не представляющим ценности государству.

В Рослесхозе также подтвердили Metro безосновательность опасений граждан. В пресс-службе ведомства пояснили, что не хотели пугать обычных людей, а просто разъясняли своим сотрудникам некоторые подробности их деятельности.

-Это письмо Рослесхоза не преследовало цель напугать простых граждан России, оно было ориентировано на работников лесного хозяйства, которые занимаются, в том числе, выявлением и борьбой с незаконными рубками. В настоящее время существует правоприменительная практика, когда заготовка сухостойной и ветровальной древесины без заключения соответствующего договора купли-продажи может рассматриваться правоохранительными органами как хищение. Данная законодательная норма в первую очередь направлена на борьбу с нелегальными рубками, когда под видом заготовки дров для собственных нужд, из леса вывозится ценная деловая древесина. К сожалению, такие случаи не редкость и возникают регулярно, - заявил собеседник.

В пресс-службе Рослесхоза подчеркнули, что подобное регулирование должно учитывать и не нарушать конституционные права граждан на свободное пребывание в лесу, сбор грибов и ягод для собственных нужд, разведение костров, естественно, с соблюдением всех противопожарных требований. Во всех регионах есть утверждённые нормы, в каком объёме наши граждане могут вести сбор лесных даров. В каждом регионе он свой и учитывает местную специфику.

-Мы также считаем, что расчистка лесов от погибших сухостойных и ветровальных деревьев это благо для лесов. Это, в том числе, помогает снизить риск возникновения пожаров. Наша позиция - если древесина потеряла свои потребительские свойства, погибла и не была при этом заготовлена, а просто находится в лесу, то её можно использовать для своих личных нужд, - заключили в ведомстве, добавив, что добропорядочным гражданам, которые бережно относятся к лесу и разводят костры так, чтобы потом не возник лесной пожар, опасаться нечего.