С декабря 2013 года цены на медикаменты в России выросли, по официальным данным, на 3,1%. Но это «средняя температура по больнице», говорят эксперты. В ряде регионов, включая Петербург, показатель оказался выше в два раза и даже больше. Кроме того, подскочили в цене и отдельные препараты. Как сообщает Росстат, только в апреле валидол подорожал на 10,6%, альмагель и валокордин – на 2–2,3%. Но основной рост – ещё впереди.

В разговоре с Metro Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики, отмечает, что обычно после скачков иностранных валют производители пересчитывают цены через 2 – максимум 2,5 месяца.

– Потом всё идёт по цепочке: перерасчёт производят дистрибьюторы и сами аптеки, – говорит он. – При этом какой-то зависимости в цифрах (евро вырос на 10%, лекарства – так же) нет. Каждый производитель закладывает в цену свои риски.

По словам Мелик-Гусейнова, обвал рубля для российского лекарственного рынка критичен.

– С импортом всё понятно, но и лекарства, произведённые в России, зависят от доллара и евро, – рассказывает эксперт. – Компоненты для производства наши предприятия закупают за рубежом – как на Западе, так и на Востоке.

Как рассказывают в DSM Group, по итогам марта в России доля отечественных препаратов составляла 55%. Но на них пришлась всего четверть продаж в рублях.

Иван Данилов из Pharm-MedExpert.Ru отмечает, что Россия находится в сильной зависимости от современных и инновационных препаратов – они, как правило, импортные.

– Многие иностранные медикаменты не имеют отечественных аналогов, и перейти на российские лекарства пока невозможно, – заключает он.

При этом первый квартал, как правило, показывает самые мягкие результаты, поскольку на складах ещё остаётся запас лекарств, которые будут продаваться по старым ценам, объясняет Настасья Иванова, директор Национальной дистрибьюторской компании. В целом же по итогам года рост цен на лекарства может составить 15–20%, считает эксперт:

– Это, впрочем, не коснётся жизненно необходимых и важнейших препаратов, внесённых в государственный список. Их на рынке примерно треть – 567 наименований.

Мелик-Гусейнов предполагает, что ситуация изменится через 2–3 года, когда крупнейшие производители препаратов из топ-10 достроят свои заводы в России.

– Тогда колебания курсов евро и доллара не будут так влиять на цены в аптеках, – считает он.