Уже нет сомнений в том, что нынешний кризис – это всерьёз и надолго. Повторения событий 2008 года, когда нефть, а за ней и отечественная экономика резко упали и так же мгновенно выросли, не будет. Нас ждёт долгое и мучительное сползание вниз, девальвация рубля, проедание резервного фонда, падение промышленности и сферы услуг. Гражданам придётся сильно затянуть пояса и урезать свои расходы. Но эта пессимистическая картина неполная. У любого кризиса есть и положительные стороны. Мы не только потеряем, но и кое-что приобретём. Что же?

Алексей Вязовский

Алексей Вязовский

Во-первых, любые экономические неурядицы – это время новых возможностей. Именно в такие периоды предприниматели и власть мобилизуются, выходят из зоны комфорта и придумывают новые решения, интересные и перспективные бизнесы… Все начинают быстрее крутиться, бизнесмены оперативно отвечают на телефонные звонки, резво принимают решения. Уволенные и сокращённые сотрудники идут учиться и повышают свою квалификацию. Рынок труда преображается, становится меньше «попрыгунчиков» с работы на работу, люди начинают больше ценить то место, которое имеют. Даже на старую и приевшуюся должность всегда можно взглянуть по-новому и найти в работе дополнительный потенциал. В том числе и материальный. Была бы только мотивация.

Во-вторых, кризис объединяет. Это видно даже по тем проектам, которые расцветают в переломные периоды новейшей истории. Сервисы по совместному использованию вещей и машин, коллективная аренда коммерческих площадей… Родственники, друзья, соседи, коллеги – всё это бесконечный и возобновляемый ресурс, который можно и нужно использовать. Важно только помнить, что чем больше ты отдашь, тем больше тебе вернётся обратно. Не наоборот.
Наконец, экономия. Бережливость и расчётливость опять входят в моду. Последние десять лет оголтелого потребления и кредитов на новые модели телефонов завели нас куда-то не туда. Мы начали банально переедать и страдать ожирением, выкидываем вполне годные вещи на свалку, всё больше времени проводим за бессмысленным и беспощадным шопингом. Посмотрите на людей с тележками в крупных гипермаркетах! Разве не лучше было бы сходить на фермерский рынок, ярмарку и купить всё то же самое, только дешевле и на свежем воздухе? Ах, в сетевых магазинах всё равно дешевле? Тогда у меня для вас хорошая новость. Кризис серьёзно переформатирует розничную торговлю. В крупных городах станет больше базаров, особенно выходного дня, куда будут съезжаться мелкие сельхозпроизводители. Конкуренция вырастет, а цены на отдельные товары пойдут вниз. Да, сейчас инфляция показывает рекорд за рекордом, но именно наше стремление к экономии, замене дорогих и зачастую некачественных продуктов более дешёвыми вариантами подвигнет производителей и продавцов к снижению цен.

То же самое относится к индустрии отдыха и развлечений. Оказывается, есть немало бесплатных  городских мероприятий, мастер-классов, которые ничуть не уступают своим платным аналогам. Стоит только приложить немного усилий по поиску, и вы сможете здорово сэкономить на пешеходных экскурсиях, поэтических вечерах и даже рок-концертах.
Кризис – это такое цунами, которое не только разрушает, но и смывает заодно всё наносное, нежизнеспособное. Люди обращаются к вечным ценностям, вспоминают о главном – вкладывают больше сил и средств в собственное здоровье, в образование детей... И это хорошо, что погоня за статусной мишурой заканчивается. Начинается время реальных дел и свершений.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.