"Кто обитает на дне океана", точно знает Роман Федорцов: его аккаунт в Instagram стал хитом в прошлом году, когда мурманчанин стал выкладывать удивительные фото своего улова. Самые страшные рыбы и обитатели глубин принесли Роману десятки тысяч подписчиков - его Instagram мгновенно приобрел популярность. Снимает Федорцов на обычный iPhone практически в режиме реального времени - и с удовольствием общается с подписчиками. На вопросы Metro Роман отвечал прямо с борта своего рыболовецкого судна.

- Роман, расскажите пару слов о себе. Почему решили стать моряком?

- Я родился в Мурманске, здесь же живу и работаю. После школы я поступил и окончил Мурманский государственный технический университет - МГТУ, по специальности "Инженер-технолог рыбной промышленности". Получилось так, что я продолжил династию моряков в моей семье. Дед ходил в море мастером добычи, папа - штурманом, а я стал мастером обработки рыбы и технологом. 

- На каком судне ходите в море? Надолго ли?

- Я работаю на траулере "Корунд", порт его приписки - Мурманск. В среднем рейсы длятся три-три с половиной месяца. Промысел ведем в Норвежском и Баренцевом морях. Я - мастер по обработке рыбы: в мои обязанности входит организация процесса и контроль качества выпускаемой продукции. Режим

- В кино всегда показывают две крайности - либо лишения и суровые условия на судне, либо морскую романтику. А как это соотносится с действительностью?

- Лично у меня режим работы тяжелый: 6 часов через 6 часов, без праздников и выходных. Не легче и другим членам команды. А вообще на судне мы живем в одно- и двухместных каютах со всеми удобствами. Питаемся в салоне команды. На берег сходим, только если выгружаемся в порту, да и то редко получается. Дело в том, что чем быстрее выгрузимся и вернемся на промысел - тем больше наловим рыбы и, соответственно, больше заработаем.

- Теперь расскажите, пожалуйста, про сам промысел: сколько рыбы вы вылавливаете и в каких "районах" ? Как потом храните?

- При благоприятной промысловой обстановке полный груз берется за 14-16 суток - это порядка 400 тонн готовой продукции - филе и обезглавленной потрошеной рыбы. Ловим в основном треску и пикшу, в меньших объемах "прилов" - сайду, окуня, палтуса, зубатку... Промысел - в зависимости от времени года - ведем в Норвежском и Баренцевом морях. Наш траулер-морозильщик, и готовая продукция хранится в трюме при температуре -30 градусов.

- Самое интересное - ваш Instagram. Почему вы начали выкладывать необычный улов? Когда поняли, что у вас резко возросло количество подписчиков? Как думаете, что интересует людей - странные рыбы или все же морская романтика?


- Instagram у меня давно: раньше работал в африканской зоне Атлантического океана, скопилось очень много фотографий необычных рыб7 Я их постепенно выкладывал, но особой популярностью они не пользовались. В прошлом году создал аккаунт в Твиттере и кроме всего прочего начал показывать фото "странных" рыб. И в декабре внезапно они выстрелили -  после этого в Instagram началась "новая" жизнь. Как выяснилось, людей очень заинтересовали необычные морские создания. Я думаю, причиной такой популярности стал тот факт, что обычный моряк может сталкиваться вживую с необычными "фантастическими тварями". 


- А как много попадается необычных, достойных публикации экземпляров? Были ли такие особи, которые удивляли даже вас?

- У читателей создается впечатление, что с каждым тралом мы поднимаем на борт необычные экземпляры рыб. На самом деле это далеко не так. Это редкость. С другой стороны даже известную рыбу можно сфотографировать так, что она будет казаться "монстром". Помню, меня очень впечатлила химера. Она казалась такой необычной. Одной из самых запоминающихся стала плащеносная акула. Поразили зубы этого древнего хищника. Большинство из поднимаемых на борт рыб не выживают из-за разницы в давлении. Промысловая рыба обрабатывается, непищевой прилов используется для производства рыбной муки (если на судне установлена рыбомучная установка). Чтобы разнообразить рацион питания, мы употребляем в пищу рыбу: уха, рыбные котлеты и запечённая рыба - это все есть на нашем столе.

- Есть ли у вас "любимая рыба"? По вашему мнению, какие виды самые страшные, а какие - самые "симпатичные", если такой эпитет вообще можно к рыбе применить? Опасные экземпляры вам попадались?

- Как по мне, все виды рыб красивы по-своему. Я не могу сказать, что они "страшные" или "уродливые". Опасные для нас представители глубин в основном ловятчя в южных морях, в Атлантическом океане. В северных морях их нет. 

- Роман, чем в итоге закончилась история с похитителями вашего аккаунта и многочисленными клонами? Следите ли вы за новостями о себе в прессе?

- Похитители моего аккаунта в Инстаграме хотели денег. С трудом, но я восстановил свой аккаунт через службу поддержки. А вот с клонами пока сложно: служба поддержки Instagram пока не реагирует на многочисленные жалобы от меня и от моих читателей. У меня только один аккаунт: @rfedortsov_official_account, все остальные - это фейки!

- National Geographic не обращался к вам еще, не брал ваши фото? И удается ли вам как-то монетизировать ваш достаточно популярный аккаунт?

Много изданий просили использовать мои фотографии в своих статьях. Я даже не могу точно сказать сколько именно. Иногда читатели мне просто присылают ссылку, вот мол, о тебе это издание написало. Как таковой монетизации аккаунта у меня нет. Иногда поступают предложения о рекламе, но не более того. 


- И еще один важный вопрос: не видели ли вы в море каких-то пугающих природных явлений, странностей, которых нельзя объяснить?

- Я вас разочарую. Кроме как сильных штормов, ничего интересного замечено не было. К тому же я работаю на рыбофабрике и не всегда у меня есть возможность наблюдать "за горизонтом".

- Роман, сейчас много говорят о загрязнении моря. Вы можете это подтвердить?

- Про уровень загрязнения сложно что-то сказать, я не биолог. Но в трале мусора приходит очень мало, а чаще всего его вообще не бывает.