Функции редактора вне музыки вы когда-нибудь выполняли?
– Нет. Вот кем угодно был, а редактором не приходилось. Можно сказать, это дебют.

Будете продолжать участвовать в немузыкальных проектах?
– Предложения поступают постоянно. Сейчас не особенно есть время в связи с тем, что «Ленинград» развернул какую-то совсем бурную деятельность. Телевизионные проекты будут, но не знаю, в ближайшее ли время. Во всяком случае пока я над ними не работаю.

А какой из уже реализованных считаете наиболее удачным?
– У меня не вызывает отвращения «Ленинградский фронт», сделанный с Пятым каналом. Пожалуй, это моя любимая работа с моим участием.

У «Ленинграда» недавно сменилась солистка. Такое впечатление, что без женского вокала вы себе группу уже не представляете...
– Просто написано довольно много песен, которые предполагают исполнение женским голосом. Я считаю, что эти песни должны звучать на концертах, поэтому в той или иной степени женский вокал будет присутствовать. А вообще, я за широту взглядов и музыкальной палитры. В принципе, «Ленинград» может существовать и без дудок, и без барабанов, и без женского вокала. Да в общем, даже без гитары.

Главное, чтобы остался Шнуров?
– Нет, главное, чтобы была энергия.

Как вы для себя определяете стиль, в котором играет «Ленинград»?
– Я не знаю. Мы стараемся вообще быть вне жанров и вне стилей, использовать элементы всего, при этом не отдаваясь всему полностью. Поэтому какого-то определенного жанра нет. Мы такая группа, что называется, полистилистическая.

За годы существования группы публика на ваших концертах сильно изменилась?
– Конечно, она менялась. И по объективным причинам: многие иммигрировали, многие умерли, кто-то спился; и по субъективным: кому-то это перестает быть близко, и он перестает ходить на концерты, кому-то это становится близко, и он начинает ходить. Вообще на «Ленинград» идут спонтанно, для этого нужно некое настроение. И «Ленинград» – это не стиль и не жанр, это настроение. Оно в принципе может возникнуть у любого человека – не важно, сколько ему лет и чем он занимается.

Какое впечатление производит на вас современная российская поп-сцена?
– Если смотреть в общей массе, она стала профессиональнее. Но проблематика песен, «месседж», который они несут, мне неинтересен. Мне он кажется неактуальным, он не про то, чем живет сейчас страна. «Стали петь лучше, но не про то» – вот так бы я охарактеризовал состояние современной русской поп-музыки. Да в общем-то, и рок-музыки тоже.

А «Ленинград» поет про то?
– Я надеюсь, да. Надеюсь, мы нащупываем какие-то узловые проблемы. По крайней мере, пытаемся это делать.

Вот в песне «Суходрочка» рассказываете о жизни в социальных сетях. Сами в личных целях ими пользуетесь?
– Нет, не пользуюсь, боже упаси. Но, конечно, «Суходрочка» не про социальные сети, а скорее про безответную любовь.

Распространен стереотип о том, что русские всегда чем-то недовольны. Вы не в курсе, чем?
– В России недовольны всем. Всем, кроме себя. Всех почему-то устраивают они сами, а внешняя среда – нет. Нужно подходить к этому вопросу иначе и начинать, конечно же, с себя. наталья левшина, вера пороткова, алексей шуняев