На этой неделе один из самых плодовитых российских кинематографистов выпускает сразу два новых проекта: эпический блокбастер «Сталинград» и первый сериал о хоккее – драму «Молодежка» на СТС. 

Фильм о Сталинградской битве вы разрабатывали еще до начала съемок своей предыдущей работы – «Обитаемого острова». С чем связана такая «верность» этому историческому эпизоду?
– Когда мы пережили свой первый полнометражный военный опыт, «9 роту», стало понятно, что пришло время браться за вечную, даже сакральную тему. У каждого режиссера, как и у продюсера, должен быть свой «Сталинград» – тот кинематографический Рубикон, который ты обязан перейти. Мотивация тут многослойная: сугубо профессиональная, одновременно с тем моральная, этическая, эстетическая... Хотя я отчетливо понимаю, что вступил на территорию самовыражения всяких критиков, мол, сколько можно о войне снимать. Но это какая-то словесная мишура, на которую я даже не реагирую.

Критики в основном говорят о том, что неповторимая атмосфера советских военных фильмов сегодня уступила место «аттракциону» спецэффектов…
– Знаете, я окончил художественную школу, поэтому очень остро ощущаю фальшь в тех или иных технологических подходах и решениях. В «Сталинграде» мы, в первую очередь, постарались сделать все возможное, чтобы правда той жизни, вмиг уничтоженная войной, восторжествовала, равно как и правда о войне, с самым скрупулезным к этому делу отношением. И здесь было мало просто снимать кино, потребовались самые впечатляющие средства самовыражения.

Другой ваш проект – сериал «Молодежка» – тоже прорыв с технологической точки зрения. При этом про хоккей до последнего времени в России не снимали вообще…
– Для меня это большая загадка. В стране, где существует культ хоккея, где есть легендарные спортсмены, феноменальные достижения, даже и придумывать ничего не надо. Возможно, все дело в технической стороне вопроса – это крайне сложное производство, с которым нам в полной мере пришлось столкнуться. Да, недавно вышла потрясающая картина о Валерии Харламове «Легенда №17», но, если задуматься, это капля в море.

Вы говорите «культ хоккея», но разве можно сравнивать сегодняшний уровень популярности этого вида спорта с тем, что было в СССР?
– Не нужно ничего сравнивать, и особенно современный хоккей, который теперь снимают и показывают, как ни с чем не сравнимое зрелище. В хоккее, если говорить образно, сегодня есть многое от «американской мечты», когда простой парень из провинциального городка становится суперуспешным спортсменом. И вот что важно: в России для того, чтобы состояться как большая звезда хоккея, совсем необязательно ехать за океан.

В «Молодежке» вы выступили не только как продюсер, но и как актер, сыграв спонсора подростковой команды – бизнесмена Калинина. У этого героя есть прототип?
– Наверное, ведь таких предпринимателей, которые пережили лихие 90-е и сейчас одержимо любят спорт, перед глазами у нас достаточно. И точно так же, как в нашей стране все знают, как именно надо снимать кино, мой герой считает, что он лучше всех разбирается в хоккее. И его мотивация мне вполне понятна.

Для этого вы заранее показали отснятый материал Александру Овечкину и Вячеславу Фетисову? Чтобы избежать любых кривотолков?
– Люди, для которых хоккей – вся жизнь, очень предвзято отмечают всевозможные нюансы. Особенно бытовые: какой ногой вошел на лед, как руки сложил, как поплевал или не поплевал... Приятно, что Овечкин, посмотрев наш пилот, написал мне эсэмэску, где было всего одно слово: «Бомба».