"Березка" существует с 1948 года. А насколько в наше время актуальны народные танцы?

– Конечно, в современном мире есть такое опасение, что народное творчество канет в Лету, но этого никак нельзя допустить. Что бы ни происходило в жизни людей и самой страны, каждое поколение обязано знать свои корни и свою историю. Народное искусство в целом и хореография в частности – это искусство, которое патриотично по определению. Кто сталкивается с народным творчеством, у того просыпается генетическая память. Если мы это утратим, то потеряем свою духовность.

Кокошники, медведи, балалайки… Как "Березке" удается избежать ухода в русский китч?

– Когда мы выступаем на гала-концертах и я вижу девиц в коротких цветастых юбках, сапожках а-ля рюс, но на шпильке и в каких-то несуразных кокошниках, мне от этого становится грустно. Здесь нет не только культуры костюма, но и самой русской культуры. Эстетике русского танца это никак не отвечает. Абсолютный китч. Я понимаю, что время идет вперед, появляются новые направления в искусстве и хореографии, но создавая что-то новое, нельзя забывать о национальном характере движения. Это то, что делает сам танец красивым, а артистов – изящными и гармоничными. Я считаю, что у людей, которые занимаются народным искусством и пропагандируют его, все должно быть лаконично и с чувством меры. Безукоризненный вкус в костюмах, ничего кричащего не надо, поверьте. Взять, к примеру, хоровод "Березка", который 75 лет открывает все наши программы: костюм у танцовщиц бело-красный. Эти цвета издревле были цветом счастья, радости, и это на сцене создает атмосферу старославянской Руси. И ничего у нас нет пестрого в костюмах: все лаконично и просто. То же самое касается и музыкального репертуара: у нас он богатый, только, к сожалению, сейчас многими забыт.

Как сохранить традиции народного русского танца?

– На мой взгляд, чтобы новое поколение не растеряло традиций, нужно вернуть народное творчество в систему образования, как это было в Советском Союзе. Например, в детстве я знала и русские народные песни, и что такое славянская вышивка, и танцевальных кружков было очень много, и это было все доступно детям. А уж о том, насколько полезно заниматься хореографией, я и говорить не стану – это очевидно. В самые сложные для ансамбля "Березка" времена (я имею в виду 90-е годы) никогда наш руководитель Мира Михайловна Кольцова не шла на компромиссы и никакую конъюнктуру, мы ничего не меняли. Мы как пропагандировали наше русское искусство, которое создала Надежда Надеждина, так стараемся и по сей день этот стиль и ауру сохранять.

beriozkadance.ru.

beriozkadance.ru.

 

 

А кто приходит на ваши концерты?

– Я сижу в зале на каждом нашем выступлении и вижу и детей, и старшее поколение, и среднее, и молодежь. Кстати, приходит много парней, меня это очень радует. Нет, на наших концертах не сидят одни пенсионеры.

Уже более полувека многие пытаются разгадать секрет уникального плывущего шага. В чем он?

– Многие пытались и пытаются подражать нам с этим шагом. Ведь именно он и помог Надежде Сергеевне создать совершенно новый и своеобразный образ русской девушки. Вроде бы ничего сложного в движениях, причем много статики – но поверьте, да, техника его исполнения существует. Однако без особого внутреннего озарения, без выразительных рук, глаз и той образности, которой добивалась Надежда Сергеевна, этот шаг ни у кого не получится. Это не только физика, этого мало.

Несколько лет назад на экраны вышел сериал "Березка". Вы его смотрели? Ваше мнение?

– Это ужас, столько было разговоров по этому поводу: и ветераны недоумевали, и Мира Михайловна очень сетовала. Ничего правдивого там нет, я понимаю, что это художественный вымысел, но все перевернуто, начиная с того, что ребенок был у Надежды Сергеевны. Не было у нее никаких детей, ее дети – это были мы, артисты ансамбля "Березка", никто никогда не оставался за рубежом, никаких серьезных эксцессов не было. Ну зачем так делать? Назовите сериал тогда что-то типа "Калинка-малинка", и, наверное, я бы его тоже смотрела бы. Но если уж назвали "Березка" – то пардон, ну тогда хоть какую-то частицу правды туда вложите. Можно было сделать хороший сериал, ведь в жизни ансамбля происходило много историй, курьезных и смешных моментов... В итоге Мира Михайловна добилась того, что, когда сериал показывали повторно, появилась сноска, что все персонажи и истории вымышленные.

Бытует мнение, что создательница ансамбля Надежда Надеждина была очень строгим руководителем…

– То, что она была строгая, – да, ну а как держать огромный коллектив без строгости? Невозможно. Опять же, помимо танцоров, у нас и оркестр. А потом знаете, как говорят: строгая, но справедливая. Она никогда не кричала, но на язык ей лучше было не попадаться, могла так приложить, что человек на всю жизнь запомнит. "Худая корова еще не газель" – и так говорила, да. И "не выходите на сцену с лицом цареубийц". (Смеется.) Но Надежда Сергеевна была эталоном музыкальности, образованности. Она потрясающе знала народное творчество, долгое время его изучала, особенно северные регионы, откуда появилась знаменитая "Цепочка". Мало движения, но какая музыка... Я уже давно нахожусь по другую сторону рампы, но у меня до сих пор мурашки по коже, когда я слышу музыку "Цепочки"!