Экономические и политические потрясения последних лет отразились не только на российском, но и на мировом рекламном рынке. Пандемия и последовавший за ней кризис изменили digital-среду и потребительское поведение, усилилась конкуренция. В сложившихся условиях многие компании предпочитают концентрироваться на агрессивных рекламных стратегиях, приносящих доход "здесь и сейчас". Почему бизнесу, несмотря на период турбулентности, важно оставлять пространство для тестирования новых инструментов и платформ – в интервью Metro рассказала Елена Кравченко, международный эксперт по нейромаркетингу, предприниматель, маркетолог.

 Елена Кравченко, международный эксперт по нейромаркетингу, предприниматель, маркетолог.

Елена, у Вас за плечами – три десятилетия успешной работы в разных направлениях маркетинга. Чем так привлекла и не отпускает сфера?

Первое высшее образование я получала в МАДИ. Мне повезло: на нашем факультете запустили экспериментальную группу по разработке AI.  Задачей было составление блок-схемы – если, да, нет – и пути клиента с формированием всех возможных фраз, желаний и намерений – согласия, возражения, которые могут появиться у клиента. Именно, тогда я влюбилась в создание карты пути клиента или, как её называют в России, архитектуру воронок. Больше теоретических знаний получила благодаря МВА "Стратегический маркетинг", где поведение и CJM (customer journey map) полностью поглотили мое внимание. Затем было дополнительное образование в разных странах, в том числе в США, Англии, Сингапуре. Параллельно – работа в крупнейших международных компаниях: Diageo, Bacardi-Martini, Allied Domecq, BAT, Johnson&Johnson. Я постоянно погружена в сферу, развиваюсь вместе с ней.

 

На чем сейчас сосредоточена Ваша деятельность?

В данный момент я развиваю собственное маркетинговое агентство и школу нейромаркетологов. Работаю на международных рынках. Основное и самое любимое мое направление – это развитие онлайн проектов. Например, мы так  организовали работу в литовском проекте, что на каждый вложенный евро получали 842, при том, что никто в моей команде не знал литовского языка. Также, если проект очень интересен в плане маркетинга, мы помогаем предпринимателям в офлайн.

К примеру, за 4 месяца сотрудничества со мной салон красоты в Сербии стал самым узнаваемым в городе, получил полную запись на несколько недель вперед и в два раза увеличил средний чек. Я провела аудит, определила реальную целевую аудиторию компании, прописала пути клиента.

 Елена Кравченко, международный эксперт по нейромаркетингу, предприниматель, маркетолог.

Веду личное наставничество, где даю инструменты для пошаговой реализации. Помогаю разобраться со сложными задачами через мышление и подсознание, здесь я уже больше работаю тренером НЛП и делюсь опытом предпринимателя с 8-летним стажем.  Допустим, в течение двух лет взаимодействия со мной специалист, работающий с медоборудованием, с нуля создал личный бренд и открыл собственный бизнес с рентабельностью 68%. Оборот компании в 2021 году составил 45 млн рублей.

Сейчас провожу мою индивидуальную программу CODE – она дает компетенции в направлении будущего и предназначена для тех, кто хочет быть успешным на рынке труда. Также готовится к публикации моя книга, в которой дается уникальный алгоритм для работы с целевой аудиторией.

 

Как Вы можете оценить текущее состояние сферы маркетинга в России?

В России сейчас идет очередной период турбулентности. А значит ставка делается на агрессивные и быстрые продажи, чтобы получить прибыль "здесь и сейчас". Реклама аналогичная: прорыв, спринт, прожиточный минимум. Это не лучшее время для маркетинга - шахматной партии гроссмейстеров, людям не до восхищения. От него ждут "волшебной таблетки".

Однако кризис – всегда время возможностей. Поэтому бизнесу важно изучать и применять новые технологии и направления, чтобы, когда рынок стабилизируется, быть на несколько шагов впереди конкурентов.

 

Какие наметились изменения, тенденции в сфере, на что ориентироваться бизнесу?

 Елена Кравченко, международный эксперт по нейромаркетингу, предприниматель, маркетолог.

Моя любовь – это нейромаркетинг, объединяющий психологию, маркетинг и IT. Он дает понимание психологии поведения клиента и проектирование его пути к желаемому – customer journey map. Нейромаркетинг работает с клиентом на всех уровнях пирамиды потребностей, а не только базовом. Его задача – создать позитивные эмоции и ассоциации с продуктом или услугой.

Вот мы и подошли к мировым трендам на 2023 в маркетинге – нейромаркетинг однозначно будет набирать оборот. Посмотрите рекламу крупных компаний: все уже они работают с его инструментами. Нейромаркетинг – направление будущего, особенно в связке с AI.

В завершение международный эксперт по нейромаркетингу Елена Кравченко дала актуальный для любого бизнеса совет. Маркетолог рекомендует еще до того, как появляется клиент, продумать ответ всего на один вопрос: "А если да, то что?". И подготовиться к его следующему шагу. Построив такой путь, компания будет кардинально отличаться конкурентов, и потребители "проголосуют" за нее кошельком.

 

*Сервис Instagram принадлежит признанной экстремистской и запрещённой в стране компании Meta.