Экономические и политические потрясения последних лет отразились не только на российском, но и на мировом рекламном рынке. Пандемия и последовавший за ней кризис изменили digital-среду и потребительское поведение, усилилась конкуренция. В сложившихся условиях многие компании предпочитают концентрироваться на агрессивных рекламных стратегиях, приносящих доход "здесь и сейчас". Почему бизнесу, несмотря на период турбулентности, важно оставлять пространство для тестирования новых инструментов и платформ – в интервью Metro рассказала Елена Кравченко, международный эксперт по нейромаркетингу, предприниматель, маркетолог.
Елена, у Вас за плечами – три десятилетия успешной работы в разных направлениях маркетинга. Чем так привлекла и не отпускает сфера?
Первое высшее образование я получала в МАДИ. Мне повезло: на нашем факультете запустили экспериментальную группу по разработке AI. Задачей было составление блок-схемы – если, да, нет – и пути клиента с формированием всех возможных фраз, желаний и намерений – согласия, возражения, которые могут появиться у клиента. Именно, тогда я влюбилась в создание карты пути клиента или, как её называют в России, архитектуру воронок. Больше теоретических знаний получила благодаря МВА "Стратегический маркетинг", где поведение и CJM (customer journey map) полностью поглотили мое внимание. Затем было дополнительное образование в разных странах, в том числе в США, Англии, Сингапуре. Параллельно – работа в крупнейших международных компаниях: Diageo, Bacardi-Martini, Allied Domecq, BAT, Johnson&Johnson. Я постоянно погружена в сферу, развиваюсь вместе с ней.
На чем сейчас сосредоточена Ваша деятельность?
В данный момент я развиваю собственное маркетинговое агентство и школу нейромаркетологов. Работаю на международных рынках. Основное и самое любимое мое направление – это развитие онлайн проектов. Например, мы так организовали работу в литовском проекте, что на каждый вложенный евро получали 842, при том, что никто в моей команде не знал литовского языка. Также, если проект очень интересен в плане маркетинга, мы помогаем предпринимателям в офлайн.
К примеру, за 4 месяца сотрудничества со мной салон красоты в Сербии стал самым узнаваемым в городе, получил полную запись на несколько недель вперед и в два раза увеличил средний чек. Я провела аудит, определила реальную целевую аудиторию компании, прописала пути клиента.
Веду личное наставничество, где даю инструменты для пошаговой реализации. Помогаю разобраться со сложными задачами через мышление и подсознание, здесь я уже больше работаю тренером НЛП и делюсь опытом предпринимателя с 8-летним стажем. Допустим, в течение двух лет взаимодействия со мной специалист, работающий с медоборудованием, с нуля создал личный бренд и открыл собственный бизнес с рентабельностью 68%. Оборот компании в 2021 году составил 45 млн рублей.
Сейчас провожу мою индивидуальную программу CODE – она дает компетенции в направлении будущего и предназначена для тех, кто хочет быть успешным на рынке труда. Также готовится к публикации моя книга, в которой дается уникальный алгоритм для работы с целевой аудиторией.
Как Вы можете оценить текущее состояние сферы маркетинга в России?
В России сейчас идет очередной период турбулентности. А значит ставка делается на агрессивные и быстрые продажи, чтобы получить прибыль "здесь и сейчас". Реклама аналогичная: прорыв, спринт, прожиточный минимум. Это не лучшее время для маркетинга - шахматной партии гроссмейстеров, людям не до восхищения. От него ждут "волшебной таблетки".
Однако кризис – всегда время возможностей. Поэтому бизнесу важно изучать и применять новые технологии и направления, чтобы, когда рынок стабилизируется, быть на несколько шагов впереди конкурентов.
Какие наметились изменения, тенденции в сфере, на что ориентироваться бизнесу?
Моя любовь – это нейромаркетинг, объединяющий психологию, маркетинг и IT. Он дает понимание психологии поведения клиента и проектирование его пути к желаемому – customer journey map. Нейромаркетинг работает с клиентом на всех уровнях пирамиды потребностей, а не только базовом. Его задача – создать позитивные эмоции и ассоциации с продуктом или услугой.
Вот мы и подошли к мировым трендам на 2023 в маркетинге – нейромаркетинг однозначно будет набирать оборот. Посмотрите рекламу крупных компаний: все уже они работают с его инструментами. Нейромаркетинг – направление будущего, особенно в связке с AI.
В завершение международный эксперт по нейромаркетингу Елена Кравченко дала актуальный для любого бизнеса совет. Маркетолог рекомендует еще до того, как появляется клиент, продумать ответ всего на один вопрос: "А если да, то что?". И подготовиться к его следующему шагу. Построив такой путь, компания будет кардинально отличаться конкурентов, и потребители "проголосуют" за нее кошельком.
*Сервис Instagram принадлежит признанной экстремистской и запрещённой в стране компании Meta.