Многие петербуржцы перешли на удалённую работу или устроили себе вынужденные каникулы на время эпидемии коронавируса. К сожалению, необычные условия, в которых мы все оказались, не остановили мошенников: они по-прежнему пытаются заработать  на доверчивости, а их методы становятся всё более изощрёнными. Злоумышленники активно эксплуатируют в том числе "карантинную" тему.  Рассказываем о новых и старых способах отъёма денег и подсказываем, как не попасться в ловушку

1. Возьмите ваши деньги

Самой популярной схемой на фоне коронавируса стало предложение злоумышленников помочь материально тем, кто пострадал от эпидемии. Метод по сути старый, только в новой "обёртке". Используют мошенники социальную инженерию: пытаются втереться в доверие, звонят по телефону, представляются сотрудниками государственных учреждений или частных компаний. К примеру, утверждают, что собеседник имеет право на социальные выплаты, может вернуть налоги, получить отсрочку по кредиту, вернуть средства за купленный авиабилет или что-то ещё. При этом пытаются выманить данные банковских карт или просят "госпошлину" за оформление "льгот".

Что делать: Ни при каких условиях не сообщайте свои личные данные, номера карт, ПИН-коды и так далее по телефону, в соцсетях или мессенджерах. В процессе разговора обязательно спросите ФИО сотрудника, название организации и предложите ему в случае необходимости перезвонить. Уточните в официальных источниках, у сотрудников госучреждений, есть ли такие выплаты и имеете ли вы на них право.

2. Проверим на коронавирус

Ещё одной схемой "на злобу дня" является предложение пройти тест на коронавирус. По легенде, которую представляют злоумышленники, человек контактировал с заражёнными и теперь обязан предоставить негативный результат анализа, иначе его принудительно поместят на карантин. Обычно мошенники просят перевести какую-то сумму (3000 или 5000 рублей), называя номер банковской карты или электронного кошелька. После перевода денег контакт перестаёт выходить на связь.

Что делать: Общее правило такое же: не сообщайте никаких данных и не переводите деньги. Спросите, откуда о вашем "контакте" с заражёнными известно и кто с вами разговаривает. Тесты на коронавирус в Петербурге делаются либо бесплатно в специальных пунктах, либо за деньги в частных медицинских организациях. И платите вы по факту, на месте.

3. Мы вас вылечим

Следующая схема, которая была навеяна коронавирусом, – предложение приобрести дорогостоящие лекарства. В таком случае злоумышленники звонят якобы от районной поликлиники и сообщают собеседнику о серьёзных проблемах со здоровьем. Как и в остальных случаях, мошенники подключают социальную инженерию. Они могут обращаться к вам по имени и называть правильный номер медицинского учреждения. Итог аналогичный: вас просят перевести сумму на банковскую карту или электронный кошелёк.

Что делать: Знайте, что поликлиники не продают лекарства. И любое предложение вылечить вас от заболевания, наличие которого вам неизвестно, звучит крайне сомнительно. В случае, если вас всё-таки пытаются уверить, откажитесь от разговора и свяжитесь со своим медицинским учреждением. Выясните все детали по телефону.

 

4. Коронавирус не пройдёт

Ещё одна схема, связанная с самой злободневной темой, – работа мошенников якобы от имени государственных поликлиник с предложением продезинфицировать помещение квартиры или дома от потенциального коронавируса. Такие запросы могут поступать по телефону и даже лично. В больших городах лжемедики уже не раз стучались в двери – и им открывали. Особенно внимательными надо быть пожилым людям. На них в основном и нацелен этот вид мошенничества.

Что делать: Никакой системы "переносной дезинфекции от коронавируса" не существует. Если к вам всё-таки пытаются втереться в доверие, узнавайте ФИО "сотрудника", звоните на городскую горячую линию по коронавирусу и уточняйте, имеет ли место такой сервис.

5. Заплатите и больше не нарушайте

Добрались злоумышленники и до самых популярных средств связи – мессенджеров и соцсетей. Во "ВКонтакте", Facebook, Twitter и других создаются мошеннические группы, аккаунты и каналы, через которые эксплуатируется тема коронавируса. К примеру, в них под шокирующими новостями появляются фишинговые ссылки на сайты, которые маскируются под официальные ресурсы, сайты банков и учреждений, где пытаются разными способами выманить деньги. В WhatsApp и других мессенджерах рассылаются сообщения о том, что пользователь якобы оштрафован за нарушение самоизоляции и должен оплатить штраф онлайн – естественно, по мошеннической ссылке.

Что делать: Эксперты по кибербезопасности просят не переходить по сомнительным ссылкам в Сети. Неважно, где вы их встречаете и кто их присылает. Часто аккаунты друзей ломают и начинают рассылать спам. Что касается официальных рассылок, то уведомления о штрафах не приходят через мессенджеры. В любом случае реальность любых санкций можно уточнить на официальных ресурсах.

6. Дадим лучший процент

Телефонные мошенники освоили более сложные техники отбора средств. В частности, они предлагают гражданам лучшие ставки по вкладам или кредитам. Тем, кто попался на крючок (нередко это оказываются пенсионеры), для большей достоверности предлагают приехать в банк (и даже заказывают такси!). В отделении, под контролем злоумышленника, клиент переводит крупную сумму денег с вклада якобы на другой счёт в том же банке, уже мошеннический. 

Что делать: Для начала проверьте, существует ли вклад с повышенными процентами. Для этого зайдите на сайт вашего банка, а лучше, если сомневаетесь, позвоните на горячую линию. Там же расскажите о звонке якобы представителя банка с этим предложением. Помните, что открытие нового вклада не происходит без оформления соответствующих документов. Деньги нельзя просто "перекинуть" с одного вклада на другой по номеру телефона.

7. Скачайте приложение

Пожалуй, самая распространённая схема мошенничества ("классика") – это попытка заставить владельца счёта в банке перевести деньги на карту или счёт злоумышленников. Вариаций множество. Обычно абоненту поступает звонок якобы от сотрудника службы безопасности банка. Легенда по умолчанию заключается в том, что кто-то пытается украсть ваши деньги и "запрос на операцию в банк уже поступил". Обновлённый метод – сообщение о "дырах" в вашем онлайн-банке, которые можно закрыть, только если вы установите на смартфон программу удалённого доступа, а "специалист" решит вашу проблему. Через программу удалённо могут совершаться операции с вашими счетами.

Что делать: Никогда не совершайте никаких операций или действий по инструкциям звонящего. Банки не запрашивают данные карт, ПИН, CVV-коды или пароли от личных кабинетов, не просят делать перевод. Если у вас есть сомнения, закончите разговор и тут же позвоните в ваш банк по телефону, который указан на его официальном сайте. Даже если вы не совершали операций, всё равно уведомите банк.

 

Избежать случаев банковского мошенничества можно, если прислушаться к следующим советам:

 1. Помните, что у злоумышленников есть возможность звонить с номеров, похожих на официальные номера банка, например: +9900, +900 вместо 900. Они могут поменять одну цифру в номере, которую вы не заметите и подумаете, что это банковский номер. Поэтому лучше запишите номера банка в адресную книгу своего телефона: в случае, если ваш банк – ПАО Сбербанк, то это номера 900 и 8 800 555-55-50. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.
2. Сразу заканчивайте разговор в сомнительных ситуациях. Позвоните в банк на официальный номер и сообщите о случившемся.
3. Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Работник банка никогда не попросит у вас перевести денежные средства или сообщить секретные данные  карты: ПИН, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн.
4. Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить незнакомцам, сразу позвоните в банк и сообщите о случившемся.