Что приведет к успеху кавер-группу? Правильно, бэклайн!

Успех кавер группы на половину зависит от правильно подобранного Бэклайна. Бэклайном является сочетание всего музыкального оборудования, влияющего на частотную передачу. Сюда же входят и технический элемент, без которого невозможно представить выступление любого коллектива, и сами музыкальные инструменты, и переферия, например, правильно подобранные под стиль музыки микрофоны и гитарные усилители. От backline будет зависеть насколько близко коллектив сможет воспроизвести «оригинальность» композиции.

Кавер группа, обладающая хорошим бэклайном и имеющая в своем составе профессиональных звукооператоров, всегда сможет организовать качественный саунд и организовать любое мероприятие с «life sound».

Но что входит в понятие «качественный бэклайн»? Что он из себя представляет и как его правильно отстроить? На этот вопрос сегодня отвечает продюсер кавер-группы Gold из компании GiveMeMusic Дэн Mancheyster. Ему слово!

Чем же так важен бэклайн?

Если дословно перевести термин Backline с английского языка, то получится что-то вроде «системы заднего звука». На сцене для комфортной работы артистов всегда должно находится всё, что может потребоваться в любой музыкальной композиции, например, барабанные установка, комбоусилители для бас-, электро- и электроакустический гитары (а в некоторых случаях используются ещё и усилители для аналоговых синтезаторов), система мониторов и центральный звук для воспроизведения вокала, а в случае, если используется пассивная система – ещё и комплект усилителей с ресивером.

Многие начинающие группы (по сути, технически это группы любительского уровня несмотря на то, что они нередко выступают годами) зачастую не придают значения этому вопросу, не задумываясь о тонкостях передачи звука. Как правило, они остаются на любительском уровне до окончания своего существования. В портальном комплексе звукоусиления абсолютно каждый элемент звукоусилительной системы придает свою нотку в тембр и окраску звука. Для безошибочной работы необходимо проектировать схему расстановки динамиков заранее, а настройки отлаживать ещё во время подбора оборудования по своим характеристикам.

Кавер группы Москвы должны ставить целью своего бэклайна сочетать максимальную различимость звучания и наибольшую «ширину» динамического диапазона для полной гибкости каждой музыкальной системы. Также важно избежать фазовые проблемы, регулируя мягкость, или наоборот, жесткость звуковых частот, добиваясь максимального комфорта не только музыкантов, но и слушателя.

Подготовка перед выступлением.

Прежде чем начать свое выступление, надо выверить правильное расположение источников звука на площадке, ведь оно имеет огромное значение для покрытия и звукопередачи, а из этого складывается успех концерта.

Звукооператоры должны быть осведомлены, что одним из злейших врагов любого хорошего саунда является «Feedback» - обратная связь. Она вносит лишние шумы и делает звук зачастую просто неразличимым, а иногда и неприятным для слушателя. Чтобы избежать его, надо придерживаться множества правил.

Надо учитывать, что портальные системы должны быть вынесены не менее чем на полтора метра от микрофона. Если подвесить или разместить порталы на полу слишком близко, то фидбэк засорит весь диапазон, точно испортив весь концерт. Линейные массивы позволяют немного сократить расстояние, примерно на 50 сантиметров, но все равно они потребуют наибольшего возможного расстояния от исполнителей.

Если есть возможность выдвинуть портал ближе в зал в направлении микшера, то стоит добиваться этого от звукотехников и администрации клуба. Если портальная акустическая система подвешена или это просто неосуществимо, то для избегания проблемы с обратной связью необходимо будет сдвигать микрофон вглубь к арьеру сцену, добиваясь расстояния между порталом и вокалистом. Однако второй вариант менее желателен, ведь он может ограничить и без того небольшую зону свободного пространства музыкантов.

Не стоит подвешивать акустику внутрь просцениума, это лишь добавит дополнительные отражения, которые будут портить запланированную дисперсию портальных систем и значительно ухудшат качество звучания.

Площадки с большой сценой, более 15-20 метров, обладают проблемой недостаточного покрытия первых рядов слушателей. Поскольку вокал зачастую передается по боковым мониторам, они просто не смогут услышать его, ведь основные источники звука находятся за их головами. Если не используется система «ушных мониторов», которая направленна в сторону и исполнителя, то иногда, в крайне редких случаях, зритель ещё и сможет что-то услышать. Но полноценным решением проблемы могут стать лишь система «front-fill» - акустического комплекса, который предназначается для озвучки первых рядов партера и решения данной проблемы.

В виде «front-fill»-системы, или же, системы фронтального наполнения, вы можете использовать небольшие акустические системы. Несколько кабинетов, расположенных на переднем крае площадки решат проблему с недостаточным озвучиванием переднего ряда. Как правило, на них отправляется вокальный канал с микшера, поскольку остальные инструменты слышно прямо со сцены и дополнительного озвучивания для них не требуется, но если вы не можете обеспечить их звучание в первых рядах, то стоит подавать и остальных музыкантов, однако, это скорее всего понизит общее качество звука и ухудшит качество выступления, потому такого варианта стоит избегать. В настройке фронтального наполнение необходимо придавать внимание вокалу – он должен быть разборчив и слышен достаточно хорошо. Громкость должна не перебивать остальное звучание системы, это вызовет подавление основного комплекса и ухудшит результат.

Ещё одна особенность, которая часто игнорируется клубами и иными концертными площадками это расположение высокочастотных, среднечастотных и низкочастотных элементов, установленных в отдельных кабинетах. Для качественного звука все динамики необходимо выравнивать по времени «доставки» звуковых волн к слушателю, стараясь как можно точнее выстроить фазы и когерентность. Это добивается при помощи расположения одного расстояния от каждой отдельной акустической системы до каждой зоны слушателей. Конечно, обычный наблюдатель, скорее всего не заметит неверного временного выравнивания, особенно, когда высокочастотные и среднечастотные кабинеты подвешивают на потолок или стены, а низкочастотники и сабвуферы ставят на пол.

Также, очень часто клубы располагают свои сабвуферы и НЧ-динамики в разы ближе к зрителям чем остальные элементы системы, что значительно увеличивает время достижения звука от разных источников и портит итоговую композицию. Изменения фазы будут особенно видимы на частотах, которые близки к частоте разделов кроссвера. Конечно же, наиболее очевидным вариантом является физическое перемещение сабвуфера на допустимое расстояние. Но если это невозможно, то данная проблема легко решится аппаратным способом – за редким исключением все процессоры-контроллеры имеют возможность задать задержку на каждом своем выходе. Потому, если какая-либо из частей акустической системы расположена неверно, вы сможете компенсировать расхождение фазы вводя подбираемую задержку. Как правило, достаточно будет ввести задержку в 1-3 миллисекунды.

Многие звукотехники предпочитают располагать свой микшерный пульт в балансе между левым и правым портальным стеком, считая, что они смогут услышать и проконтролировать звучание. Однако, это неверно, ведь большинство того, что слышит звукоинженер не соответствует тому, что доходит до большинства зрителей. Не стоит боятся менять расположение микшера в зале, поскольку на итоговое звучание в данном случае будет влиять только опыт работы и «качество» слуха звукооператора.

Если он занимает позицию между порталами, то он будет слышать наибольшее количество низких частот, потому что их фокус расположен как раз по центру между собой. Если устанавливать пульт с одного из краев сцены, то он наоборот будет слышать меньше низких частот. Неопытный звукооператор может принять это за недостаточное количество баса и искусственно увеличить их мощность, испортив композицию. Профессиональный звукотехник должен уметь просчитывать коррекцию разных частот в «голове», учитывая силу звучания барабанной установки и бас-гитар, стараясь сделать его приемлемым для каждого слушателя в зале.

Проведение финальной проверки

После окончательного решения расположения и состава акустической системы, самое время проверить все системы звукоусиления и протестировать динамики и усилители на наличие дефектов.

 

В качестве проверки не обязательно играть на инструментах – это довольно кропотливый, долгий и нудный процесс. В качестве показателя можно воспользоваться генератором розовых шумов и анализатором, с помощью которых можно узнать о проблемах с каждой отдельной частотой и характеристикой фазы сигнала на каждом этапе прохождения его по звуковому направлению – начиная от входа на микшер и до выхода на процессор.

Для правильного использования розового шума, для начала необходимо отключить эквалайзер микшера, его Insert и перевести весь звук на одну сторону. После, подключается генератор в линейный вход и подается сигнал. После стоит установить фейдеры всех каналов в одно положение и измерить SPL. После этого, все те же манипуляции проделываются с другой стороной. Если вы получите разницу в 1-2 дБ, то можно с уверенностью заявить, что вы имеете проблему с одним из порталов. Возможно, вы не до конца «открыли» выходы вашего усилителя или один из динамиков вышел из строя. Также, возможно, вы неправильно настроили кроссовер для разных каналов.

Измеряя на одном из каналов, обращайте внимание на измеренные частоты АЧХ с медленным откликом на анализаторе. Во многих RTA-анализаторах имеется функция сохранения кривой для дальнейшей проверки. Направьте этот сигнал на противоположную сторону – анализатор должен показать почти идентичный результат с небольшим расхождением в полтора дБ максимум. Если разница очень заметна – используйте для выравнивания треть-октавный эквалайзер, делая частотные характеристика как можно более равными. Если разница слишком большая, то во время выступления вы можете испытать значительные проблемы с динамической настройкой микшера, а ваша кавер группа точно будет недовольная результатом.

Стоит учесть, что множество порталов имеют компрессор на своей шине, потому обратите внимание, где он находится в звуковой линии – возможно, ваш эквалайзер перед ним приводит к триггерной компрессии, и заранее настроенный эквалайзером звук снова выравнивается до определенной частоты компрессором.

Другой способ проверки – ритмические «клики», поданные с заранее записанного тестового CD-диска. Для этого, сначала установите все фейдеры микшера на минимальное значение и начните подавать звуки метронома. После, прислушиваясь к «щелчкам», медленно поднимайте фейдер, слушая изменение звука. Для точности, стоит прислушиваться к каждой отдельной колонке, ведь все неисправности будут выявляться именно её звуком. Эту процедуру стоит провести на каждом мониторе по обоим сторонам зала.

Для подобных проверок лучше не использовать материал, который вам представит кавер группа - старые динамики, которые находятся на грани поломки не дадут выявить своих неисправностей, особенно в низких частотах, потому, лучше всего будет использовать заранее подготовленный тестовый CD с сигналами синусоидальной формы с диапазоном от 50 до 16000 Гц. Низкочастотные сигналы помогут выявить вам динамики с трущейся катушкой и найти испорченные сетки акустических систем.

 

Дэн Mancheyster.

Записал Николай Малевич.