антиобледенительная обработка самолета

Перелеты в зимнее время связаны с повышенными рисками, которые авиаперевозчики должны устранять еще на земле. Один из них – вероятность скопления на поверхности критически важных для аэродинамики частях самолета снега и льда. Их важно удалить еще до взлета.

Как отмечают эксперты авиационного брокера ЮНИСКАЙ, важность этой процедуры сложно переоценить. Так результаты расследования авиакатастрофы самолета ATR-72, произошедшей в 2010 году в Тюмени, показали, что причиной потери скорости воздушным судном и его сваливания после взлета стало непроведение противообледенительной обработки.

События во многом повлияли на изменение правил авиаперевозок. Сейчас самолеты не могут подниматься в воздух, если на их критических частях есть скопления льда и снега. Прежде всего, речь идет о крыльях, хвостовой конструкции, элементах фюзеляжа, воздухозаборниках двигателей и гондолах.

Как элементы конструкции самолета очищают от снега и льда

Существует несколько способов – механическая очистка, воздушно-тепловой и физико-химический способы. Каждый из них имеет свою специфику. Если вы часто летаете, то наверняка наблюдали в иллюминатор облив крыльев самолета специальной противообледенительной жидкостью перед взлетом. Это физико-химический метод удаления снега и льда.

А вот механический предполагает инструментальную очистку. Он не слишком эффективен при работе с большими самолетами, используемыми в гражданской авиации, и обычно применяется только в военной сфере.

Решение о проведении противообледенительной обработки командир воздушного судна принимает совместно с техническим персоналом. При этом в ситуации, когда они принимают разные точки зрения, процедура все равно выполняется. Многие авиакомпании придерживаются политики, согласно которой они не поднимают в воздух самолеты, если на них есть признаки наледи и скопления снега.

De-icing и anti-icing: разница между процедурами

Методы имеют принципиальные отличия. De-icing представляет собой процедуру, которая проходит всего в один этап. Она применяется в ситуации, когда самолет необходимо просто очистить от снега и льда, а их дальнейшему образованию будет препятствовать система воздушно-тепловой защиты, "подогревающая" крылья самолета и другие критически важные элементы его конструкции.

А вот anti-icing – это процедура, которая позволяет не просто удалить лед и снег с поверхности воздушного судна, но и предотвратить образование наледи в момент его взлета. Применение технологии актуально, если присутствуют соответствующие погодные условия – например, идет ледяной дождь. Средства, используемые для обработки поверхностей в рамках процедуры anti-icing, имеют большую концентрацию и эффективно препятствуют образованию наледи.