"Язык мой – враг мой". Мы часто вспоминаем эту пословицу, не зная о её продолжении. А между тем их несколько. Например, одна из полных версий этой расхожей фразы звучит так: "Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет".

картинка

Эта пословица ходит в народе с древних времён. О том, что язык глупого человека может довести до беды и даже гибели, писал еще сатирик Ювенал. Актуальна она и в наши дни.

Сегодня за слово можно потерять деньги, репутацию и даже свободу. Разумеется, всё зависит от того, о каких словах идёт речь. Если человек в сердцах выкрикнул в сторону обидевшего его человека матерное слово или описал в комментарии свои эмоции, не стесняясь в выражениях, повод ли это для судебного разбирательства?

Да, повод, если речь идёт о распространении порочащих сведений, не соответствующих действительности. И что теперь: молчать и не высказывать своего мнения? Вот здесь начинается самое важное – тонкая разница между оценочным суждением и фактом распространения порочащей информации.

Кто и как эту разницу обнаруживает? Как она влияет на исход судебного иска? Чем рискует человек, если скажет нечто обидное, не подумав? Разбираемся на примере из судебной практики.

Часто ли подают в суд за слова?

Практика по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации показывает, что чаще в суд подают бизнесмены. Такие дела рассматривают арбитражные суды. Они удовлетворяют иски в среднем в 30-40% случаев, при этом снижая суммы компенсации.

картинка

Количество дел по защите деловой репутации, которые рассматривают арбитражные суды

Граждане тоже судятся за свою честь и достоинство. Такие дела рассматривают суды общей юрисдикции. Бывает, что словесная перебранка между двумя людьми приводит к судебному спору, который растягивается на месяцы и может дойти до самой высшей инстанции в стране. Как, например, в деле об оскорблённом председателе садового товарищества, который дошёл до Верховного суда РФ.

О том, как председатель сада хотел защитить свою честь в суде и что из этого вышло

В одном из садовых товариществ случился конфликт. Садоводы собрались на очередное собрание обсудить дела насущные. Двадцать человек горячо спорили по повестке, и один из присутствующих, не сдержавшись, назвал председателя СНТ (Садовое Некоммерческое Товарищество) "вором и преступником".

Председатель СНТ обиделся и за грубые слова, и за публичность высказывания. Он подал на садовода в суд. Исковым заявлением обиженный председатель потребовал опровергнуть высказывание и компенсировать моральный ущерб в размере 50 тыс. руб.

Дело о защите чести, достоинства и деловой репутации председателя побывало на столе судов всех инстанций и добралось до Верховного суда РФ (далее – ВС РФ). Почему простое, казалось бы, дело стало таким сложным, и что решил ВС РФ?

Суд первой инстанции частично удовлетворил иск, указав, что факт распространения порочащей информации подтвердил сам ответчик. Значит, всё так и было. Однако апелляция и кассация не согласились с таким подходом.

В апелляционной и кассационной инстанциях сочли фразу "вор и преступник" оценочным суждением. Это лишь субъективное мнение ответчика, поэтому и повода для взыскания моральной компенсации нет. Судьи также отметили, что публичный характер деятельности председателя подразумевает критику, иногда в более широких пределах, чем в отношении простых граждан.

Председатель решил, что так дело не оставит и пожаловался в Верховный суд РФ.

Верховный суд нашёл ошибки в выводах апелляционной инстанции. Во-первых, судьи обязаны были мотивировать своё решение о том, что фраза "вор и преступник" является оценочным суждением. Судьи могли назначить судебную лингвистическую экспертизу, которая анализирует высказывание в контексте, учитывает все обстоятельства и только тогда делает вывод о том, идёт ли речь о факте или о субъективном мнении.

Во-вторых, председатель сада отнюдь не публичная фигура, поэтому применять к нему принцип Европейского суда о "более высокой степени терпимости" недопустимо.

Верховный суд отменил все принятые решения по делу. Иск председателя сада снова рассмотрит апелляционная инстанция.

Какова роль судебной лингвистической экспертизы?

Это дело могло не проходить столь долгий путь от городского суда до Верховного, если бы судьи назначили судебную лингвистическую экспертизу.

Судебная лингвистическая экспертиза играет важнейшую роль в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации. Именно эксперт-лингвист проанализирует словесно-смысловые конструкции спорного материала и учтёт контекст, чтобы в итоге назвать высказывание либо "фактом распространения порочащих сведений", либо "оценочным суждением". Этот вывод, по сути, решает исход дела в пользу истца или ответчика.

Памятка читателям

  • Помните пословицу "Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет". Эти устойчивые выражения не зря называют народной мудростью. Будьте уверены в том, что говорите. Сказанное в эмоциях слово или фраза могут привести вас на скамью подсудимых. Вы потратите время и нервы на судебный процесс, а затем, вероятно, еще и деньги.
  • Выводы судебной лингвистической экспертизы по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются ключевыми. Они отвечают на один из трёх самых важных вопросов, решающих исход дела: "Являются ли сведения порочащими?".
  • Если вы выступаете ответчиком по делу о защите деловой репутации, обратитесь к юристу за помощью. Он проконсультирует вас относительно стратегии защиты.

 

Справка

НИИ Экспертиз более 10 лет успешно работает в сфере независимых экспертиз и исследования почерка и подписи.

Мы проводим досудебные и судебные почерковедческие экспертизы, оформляем заключения для суда и государственных органов.

Все сотрудники НИИ экспертиз прошли добровольную сертификацию. Их компетентность и опыт подтверждаются объективными и качественными результатами исследований.

Деятельность НИИ экспертиз застрахована, регистрация Министерством юстиции РФ.

Единый номер для регионов: 8 (800) 550-92-65,
Материал подготовлен по данным сайта gov-expertiza.ru.