Сергей Скрипаль, бывший агент ГРУ, дал большое интервью журналисту Марку Урбану, в котором рассказал о том, как мечтал уехать из России, как относился к перестройке, и как был завербован MI6. Это интервью Скрипаль дал ещё за год до известных событий в Солсбери, но Урбан опубликовал книгу с этим интервью только сейчас. Журналист рассказал несколько фактов из жизни бывшего агента британскому таблоиду Daily Mail.

И в детстве, и во время службы в ГРУ Скрипаль идеологически относил себя к борцам за коммунизм и матушку Россию в противостоянии с западным империализмом. В то же время он работал в посольстве на роскошном средиземноморском острове Мальта, где ему очень нравилось. Там, в отличие от России, магазины полнились деликатесами вроде рыбных пирогов и рагу из кролика.

Выходные Скрипаль проводил на пляже с детьми, а иногда всей семьёй они исследовали архитектуру барокко и любовались шикарным видом. Все, кого Скрипаль встречал в дипломатических кругах, были очень дружелюбными вне зависимости от национальности.

Всего за пару лет до этого в Афганистане Скрипаль убивал людей, которых всего лишь подозревали в работе на ЦРУ. На Мальте он общался с членами управления, и, к его удивлению, они оказались очень приятными людьми. У них тоже были маленькие дети. К чему вся эта ненависть? Впервые Скрипаль начал сомневаться в справедливости идеологии родной страны.

Журналисту Марку Урбану Скрипаль рассказал, что предшествовало первым диссидентским мыслям и работе в качестве двойного агента.

У Сергея было обычное для детей поствоенного Советского Союза воспитание. Скрипаль родился в 1951 в семье военного: его отец воевал с Красной армией и привил сыну веру в силу советского государства, победившего нацистов.

После школы Скрипаль пошёл в военно-инженерное училище, после чего его распределили в армию вторым лейтенантом. Дома он женился, а потом уехал из родных краёв, поступив на службу в ВДВ. Скрипаль схватывал всё на лету и много работал, потому вскоре его перевели в разведку, когда Советский Союз ввязался в проблемы с Афганистаном.

В Афганистане Скрипаль работал под прикрытием и убивал, когда ему приказывали убивать. Его повысили до высоких должностей в ГРУ, где он четыре года проходил обучение разведке и тому, как нанимать агентов за границей, и как с ними работать.

Благодаря новой должности, у Скрипаля и его семьи значительно вырос уровень жизни, у них даже появился свой дом, что было очень кстати – у Сергея и Людмилы в 1974 году родился сын Александр. Позже они переехали в элитный район в Подмосковье.

В 1984 году Скрипаль поехал на первое зарубежное задание в Мальту, где он проработал пять лет сотрудником посольства, будучи номинально атташе спорта и культуры. На деле же, он искал новых агентов в правящем кругу Мальты и пытался обнаружить там западных дипломатов, военных и шпионов, которых можно было переманить на советскую сторону.

Он проводил вечера в компании американских моряков и лётчиков, которые регулярно бывали на Мальте. Он покупал им напитки и долго с ними разговаривал. Именно тогда у Скрипаля появились первые сомнения в том, на чьей он стороне. Жизнь его семьи казалось идеальной, но так не могло продолжаться вечно.

В 1989 Скрипали вернулись в Москву уже с двумя детьми, Юлии тогда было 4 года, и с современной западной электроникой, дорогой одеждой и счастливыми воспоминаниями. Вернувшись в штаб ГРУ в Москве, Скрипаль всё ещё считал себя преданным офицером, но ему уже не нравилась российская политика после падения Берлинской стены.

Скрипаль чувствовал себя преданным государством с его новыми демократическими лидерами вроде Михаила Горбачёва и Бориса Ельцина. Его мучила совесть, он размышлял: насколько применима та клятва, которую он дал в начале службы, к новому государству?

В 1992 году Скрипаль попросил отставку в связи с тем, что не принимает российских демократов и не хочет служить новому государству. В отставке ему было отказано. Слишком много офицеров уже пыталось бежать с тонущего корабля того хаоса, в который превратился бывший Советский Союз.

В итоге, Скрипаля отправили в Париж, а потом в Испанию. Там, в Мадриде в 1996 году его переманил на сторону MI6 молодой агент Ричард Бэгналл (ненастоящее имя). Сергея и Ричарда друг другу представил общий знакомый. Позже они встретились наедине в парке в центре города и долго говорили. Потом они не раз встречались, ужинали вместе, британец дарил подарки детям Скрипаля.

Бэгналл притворился нефтяником из Гибралтара, который ищет бизнес партнёра из России. Конечно, Скрипаль сразу заподозрил нового друга в обмане, но не мог понять, чей агент Бэгналл. На США Скрипаль работать не хотел, его привлекала Британия: “У меня было очень положительное мнение о Великобритании. Мне нравилась британская поговорка о том, что дом британца – его замок”, – поделился Скрипаль.

В какой-то момент Бэгналл раскрылся и предложил встретиться с его другом из британского правительства, который бы “оценил информацию о том, что на самом деле происходит в России”, и пообещал за ним “приглядеть”.

Скрипаль был готов к сотрудничеству, несмотря на то, что всё ещё любил свою страну. Но Россия изменилась, и изменилась не к лучшему. Скрипаль рассказал: “Когда я приехал в Испанию, я уже думал о жизни вне России. Я хотел завести необходимые для бизнеса контакты, заработать денег и, может, потом уволиться из ГРУ”.

Так всё и началось. Скрипаль обменивал информацию на деньги с условием, что для него всегда будет готов план побега: документы, паспорт и так далее. У MI6 впервые за 30 лет появился агент в ГРУ. За каждую встречу Скрипалю платили несколько тысяч долларов.

Потом Скрипали вернулись в Москву, Сергей продолжал работать на ГРУ на высокопоставленной должности. Его жена с дочерью поехали в отпуск в Испанию, где к ним в отель приехал Бэгналл. Он привёз детям подарки, а Людмила передала Бэгналлу подарок от мужа – книгу.

Эту книгу Бэгналл сразу повёз в MI6, где было расшифровано несколько страниц информации, написанных невидимыми чернилами. А Людмила увезла домой тысячи долларов наличными.

Скрипаль помог разоблачить агентов ГРУ в Великобритании, он рассказал MI6 о вражде между ГРУ и ФСБ, он анализировал для MI6 то, что происходило в России.

В России начались беспорядки, в стране царили страх и репрессии. ГРУ решили сократить Скрипаля в 1999, когда ему было 48 лет. Тогда Сергей открыл свой бизнес вместе с сослуживцами. Но MI6 всё ещё интересовались Скрипалем – у них были вопросы по переданной информации, да и сам Скрипаль намеренно удержал некоторые данные.

Скрипаль продолжал встречаться с Бэгналлом с 2000 по 2004 год, рассказывая ему то, что уже знал, и ту информацию, что он получал, вращаясь в кругах бывших сослуживцев. Тем не менее, после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, запад стал больше интересоваться террористами, а Россия уже мало волновала разведку.

В 2004 году MI6 рассказали Сергею, что его коллегу по ГРУ, который тоже перешёл на сторону запада и помогал Испании, нашли мёртвым после допроса ФСБ в военном госпитале. Официальная версия – суицид. MI6 предупредили Скрипаля, что он тоже может быть под подозрением у ФСБ.

Рассказ журналиста Урбана заканчивается на том, что Скрипаля, который всё же решил вернуться в Москву, задержали в полиции, когда тот пошёл обновить лицензию на свой пистолет. Книга Урбана будет опубликована в Великобритании 4 октября.