Может ли айфон символизировать успех? Директор по рекламе Кен Сигал, работавший со Стивом Джобсом и ставший креативной силой кампании Apple “Думай иначе”, считает, что может. В своей новой книге “Думай проще: Как умные лидеры борются со сложностями” он рассуждает о том, что позволяет простоте быть такой мощной и привлекательной.
Мы поговорили с Сигалом о том, как добраться до самой сути любой идеи и почему не нужно быть новым Стивом Джобсом – и даже предпринимателем – чтобы понять суть этого посыла.
Вы пишете о том, как посыл Apple “Обогати свою жизнь” стал ключом к успеху компании. Всем ли нужно придумывать такого рода девиз перед начинаниями?
Многие люди усложняют вещи. Мне кажется, существует некая тенденция - слишком много думать и анализировать. Люди теряют способность замечать простоту, которую можно использовать для успеха.
Думаю, полезно сформулировать некий девиз и придерживаться его. Потому что по ходу действия могут поступать новые предложения, которые нам не особо то и нужны, но что-то может заставить их принять, например, денежный вопрос. Когда-то я был обычным менеджером, и как-то один из креативных директоров дал мне совет, который я запомнил на всю жизнь: “Работай только в лучших местах и на лучших условиях. Не думай о деньгах, и всё сложится для тебя само собой”.
Кампания “Думай иначе” очень эффективна и очень проста. Как вы могли предугадать, что она сработает?
Слоган придумал не я. Эта заслуга принадлежит арт-директору Крейгу Танимото. В то время все мы занимались поиском темы, которая емко объяснит всю суть Apple, потому что в то время компания была на грани банкротства и времена были непростые. У нас не было новых компьютеров на продажу, поэтому нам необходимо было заявить миру, что мы живы и все нормально, Стив Джобс вернулся и нас ждут перемены. Мы пытались поймать дух компании.
Мне кажется, что “Думай иначе” сработало потому что описало компанию в том ключе, какой она была, когда Стив начинал ещё в отцовском гараже. Вся его деятельность была именно об этом, о том, что нужно мыслить иначе. Получилось очень аутентично. Можно быть простым во многом, но если ты ещё прост и в том, что считаешь аутентичным, это придаёт больше силы.
Все топ-менеджеры, о которых вы писали, были очень целеустремлёнными. В ретроспективе, легко сказать, что они были провидцами и, конечно ж, преуспели. Но всё иначе, когда тебе ещё нужно показать себя.
Если посмотреть на очень успешных людей, они были теми, кто создавал особую культуру в своих компаниях, и они были очень нацелены на это. Что меня поразило, пока я собирал материал для книги, так это то, как похожи истории этих людей.
А что же делать обычным людям?
Я могу привести в пример себя. Мне всегда были интересны технологии, потом я увлёкся рекламой и понял, что можно писать о вещах, которые ты не умеешь сам делать. Я понял, что в этом моя сила, и я могу зарабатывать на этом деньги. Я с гордостью признаюсь, что меня несколько раз увольняли. Я думал, что, может, я не подхожу для рекламы. Допустим, у тебя есть талант, страсть, но не каждая компания готова разделить твой энтузиазм. Твоя задача заключается в том, чтобы найти место, где люди будут разделять твои ценности и ценить твои способности.
Что вы узнали от Стива о простоте?
Одна из причин, почему я стал анализировать Джобса, заключается в том, что он стал себе начальником в еще очень раннем возрасте. Он не знал, что такое пределы. Помню, как, когда говорил ему, что то, чего он хочет, не произойдет, он не принимал это. И порой он говорил что-то типа: “Ну, если ты не можешь сделать это, я найду кого-нибудь еще, кто сможет”.
То есть Стив подталкивал вас?
Да, он заставлял людей двигаться за пределы ожидаемого – именно так и поступают великие лидеры.