В четверг, 27 сентября, Google празднует юбилей – поисковой системе исполняется двадцать лет. Небольшой проект, который запустили студенты-аспиранты Стэнфордского университета в Калифорнии Ларри Пэйдж и Сергей Брин, вырос в одну из главных технологических компаний в мире с более чем 85 тысячами сотрудников. Чтобы узнать, как такой гигант менялся за эти годы, и какие сложности ему предстоят в будущем, Metro поговорили с Ховардом Ю, профессором менеджмента и инноваций в Бизнес школе IMD в Швейцарии.

– Как Google изменил наши жизни?

Мало у кого такие амбициозные цели как у Google: мы хотим структурировать всю информацию в мире и сделать её доступной и полезной всем. Но Google ушёл намного дальше первоначальных смелых планов. Google изменил процесс получения знаний. Прошли те дни, когда студентам нужно было идти в библиотеку и выискивать информацию на физических носителях. Прошли дни застольных споров - теперь ответ мгновенно может дать ответ Википедия. И никаких больше блужданий с атласом в руках. Сейчас Google – это технология, которая расширяет человеческий интеллект.

– Какие главные достижения Google в мире технологий вы можете назвать?

Google на высоком уровне овладел умением подстраиваться и ориентироваться на своего потребителя. Google знает, кто на что кликает и кому какую рекламу лучше показывать. И этот всезнающий алгоритм подпитывает инновации в Google, начиная от игры в шахматы до машин на автопилоте. Google преуспевает даже в развитии искусственного интеллекта.

– После 20 лет работы, что для Google является главным испытанием?

Абсолютно все самые успешные продукты Google были либо бесплатными, но с рекламой, либо они были тесно связаны с поисковой системой: карты, почта, Chrome, YouTube, Android, Фото, переводчик и так далее. Чем больше Google просит пользователей за что-то платить, тем меньше Google может доминировать на рынке. У Google Cloud около 5% рыночной доли, в то время как у Amazon Web Services около 30%. G Suite (приложение для создания тектовых документов – Прим. Ред.) зарабатывает 1,3 миллиарда долларов в год, сильно отставая от лидера в сфере – в Microsoft Office получают 13,8 миллиарда долларов. Google продали около 3,9 миллионов смартфонов Pixel в 2017 году: это меньше, чем продают iPhone за неделю.  Есть ощущение, что все наши проекты, в которых невозможно поместить рекламу, обречены на провал.

– А что можете сказать о предстоящих трудностях?

Самая большая проблема технологических гигантов вроде Google в том, что они меньше нравятся людям. Этот всезнающий алгоритм, который следит за всем: от ленты Facebook до машин Google на автопилоте, остаётся системой непрозрачной и непонятной пользователю.