Милею нужно большинство

20 ноября либертарианец от партии "Свобода наступает" Хавьер Милей выиграл президентские выборы в Аргентине. В воскресенье состоялась его инаугурация – Милей, которого из-за эксцентричного поведения называют Безумцем, принёс присягу на посту главы государства за закрытыми дверьми. Впервые церемонию не транслировало телевидение. По мнению Милея, в Аргентине сложилась "критическая ситуация", поэтому "праздновать нечего".

Милей заявил, что "предпочитает говорить неудобную правду, а не удобную ложь". Страну, годовая инфляция в которой превысила 140%, ждёт "шоковая терапия". "Ни одно правительство не получало худшего наследства, чем то, что получаем мы", – констатировал новоизбранный президент.

Во время предвыборной кампании Милей предлагал крайне радикальные реформы. Главным образом он планирует провести долларизацию экономики и урезать раздутый, по его мнению, госаппарат. Однако проводить эти реформы будет непросто.
– В Аргентине работает двухпалатный конгресс, где у Милея нет большинства. А большинство нужно для того, чтобы проводить свои реформы, – объясняет Metro старший научный сотрудник Института Латинской Америки Татьяна Русакова. – Каждая реформа, каждый закон и указ должен проходить через конгресс. Поэтому радикальность мер, которые Милей обещал в своей предвыборной программе, будет зависеть от того, насколько он будет поддержан конгрессом. У его собственной партии  "Ла Либертад Аванса" (La Libertad Avanza) достаточно мало мест. И всё будет зависеть от того, насколько хорошие он выстроит межпартийные альянсы.

Как далеко он зайдёт

На этом сложности с воплощением в жизнь радикальных реформ не заканчиваются. Даже если Милей заручится поддержкой большинства в конгрессе, сокращение госаппарата – задача сложная. Да, на предвыборных митингах политик часто появлялся с бензопилой, которая символизировала его намерение покончить с раздутым госаппаратом, а в вирусных роликах в соцсетях срывал стикеры с названиями "лишних" министерств. Но в реальности всё сложнее.

 – У Милея была очень яркая предвыборная кампания, которую он делал в основном в Сети. Но одно дело, когда ты красиво идёшь с бензопилой по улице, а другое – когда всё доходит до реальности, – говорит специалист Татьяна Русакова. – Был подписан указ, согласно которому сейчас в Аргентине остаются девять министерств (всего их было 19. – Прим. ред.). Представьте себе, сколько в каждом министерстве работает госслужащих. Они все окажутся на улице, куда они пойдут? Госсектор всё-таки серьёзный работодатель, всех уволенных частный сектор не потянет. Безработные выйдут на улицу, случится социальный взрыв. Похожее происходило в Чили в 2019 году, когда люди всё вокруг крушили, а столица Сантьяго была фактически парализована.

В целом многие политики, приходя к власти, обещают бороться с бюрократией – например, сокращая зарплаты чиновникам. Но вот полная ликвидация министерств – это что-то новое. Возможно, говорит эксперт, у Милея есть волшебный рецепт, как привести страну в чувство. Но пока что всё, что планирует новоявленный президент, может спровоцировать начало жестокого социального эксперимента.

Источник: gazetametro