Новый законопроект, который предложила Еврокомиссия, обяжет все страны ЕС на юридическом уровне добиться нулевого выброса парниковых газов к 2050 году. Однако, по мнению климатических активистов, этот проект игнорирует цели, которые нужно достичь к 2030 году.

– Предложенный Еврокомиссией законопроект – очень важный шаг к стабилизации климата. Пора прекращать ходить вокруг да около и начинать действовать, - объяснил Metro Оттмар Эденхофер, профессор экономики в Техническом университете Берлина. – Однако просто поставить цели для сокращения выбросов парниковых газов недостаточно. Ещё нужен и чёткий план действий. Например, первое, что необходимо сделать, – это продумать, как комплексно оценивать урон от выбросов CO2 в каждой стране.

В рамках проекта Европейская комиссия планирует сократить выбросы парниковых газов как минимум на 40% к концу 2020 года по сравнению с уровнем 1990 года. Однако многие уже раскритиковали законодательную инициативу за то, что она больше похожа на стратегию действий, чем на план с конкретными действиями.

– Ожидается, что на европейском уровне будет тщательно мониториться соблюдение целевых показателей. Мы будем строго следить, сокращают ли страны ЕС парниковые выбросы, – сказала Кэтрин Банет, доцент в области энергетического права в норвежском Университете Осло. – Сделать это будет не так сложно: Европейская комиссия уже обладает компетенциями для мониторинга прогресса, достигнутого государствами-членами ЕС. В декабре 2018 года была учреждена система управления Энергетическим союзом, именно на её опыт будет опираться комиссия – в частности, при соблюдении национальных планов в области энергетики и климата.

Законопроект основывается на двух основных векторах: смягчение последствий человеческих действий по отношению к природе и адаптация к современным реалиям. В основном, европейские страны сейчас занимаются первым, а адаптация к новым климатическим условиям осталась позади. Законопроект как раз может привлечь страны к этой проблеме.

Инициативы недостаточно

Законопроект подвергся критике со стороны экологических активистов. Особенно он не понравился Грете Тунберг, которая назвала инициативу "капитуляцией" перед лицом климатического кризиса.

– Законопроект критикуют жёстко. Как экономист я бы даже сказал, что чересчур, – сказал Эденхофер. – Политика в области климата – это не о постоянном контроле, это скорее процесс, где есть место пробам и ошибкам. Но с одним я согласен точно: мы должны ускоряться. Грета Тунберг сказала, что одних только действий недостаточно. Я встретил её, когда она посещала наш Институт в Потсдаме, чтобы обсудить состояние науки, и могу с уверенностью сказать, что она хорошо осведомленный и умный человек, – заключил профессор.

"Закон о климате – перевод наших политических обязательств на юридический язык. Он направляет нас на путь к более устойчивому будущему. Сейчас этот проект – сердце “Зелёной сделки”", – Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии.

Молли Уолш,
участница кампании “Друзья Земли” в Европе

Каковы сильные и слабые стороны Европейского закона о климате?
Если честно, закон в целом слабый. Мы им разочарованы. В частности потому, что Европейской Комиссии так и не удалось наметить точную цель по сокращению выбросов к 2030 году. Они установили цель на 2050 год, что, конечно, хорошо, но очень размыто. Европейский союз рискует оказаться с пустыми руками на переговорах ООН по климату в Глазго в конце года. Нам сейчас нужны конкретные действия, а не постановка целей, до которых ещё 30 лет.

Что будет дальше происходить с законопроектом?
Нам нужно подождать и посмотреть, как будет звучать закон уже в финале, в конце его принятия. Пока это было первое предложение Европейской комиссии, лишь инициатива. Теперь проект может быть изменён и адаптирован Европейским парламентом.

Расскажите подробнее о реакции на проект климатических активистов из вашей организации.
Мы в европейском филиале "Друзей Земли" подвергли критике законопроект из-за отсутствия целей на 2030 год, который гораздо ближе, чем 2050. Да даже цель на 2050 год размыта – “нейтральность климата”. Европа делает ставку на непроверенные технологии, которые должны поглощать углерод, в то время как то, чем мы на самом деле должны заниматься – это положить конец использованию ископаемого топлива. Европа должна сделать всё от неё зависящее, чтобы добиться реальных нулевых показателей по выбросам углерода.

Что насчёт других активистов?
Мы были не одни, кто раскритиковал проект – наши коллеги также негативно оценили инициативу. Грета Тунберг, шведская молодая активистка, и ещё 33 человека, обеспокоенных климатическими изменениями, написали открытое письмо лидерам ЕС, в котором говорилось: "Нам нужны не просто цели на 2030 и 2050 год. Нам они нужны на весь 2020 год – на каждый месяц.

Существуют ли ещё подобные законы в мире?
Во многих странах по отдельности существуют законы о климате – например, в Ирландии, Великобритании, Финляндии и Бельгии. “Друзья Земли” проводили кампанию за национальные законы о климате в 14 странах Европы. В 2008 году первый закон об изменении климата был принят в Великобритании. В его рамках установлена цель на 2050 год по сокращению выбросов парниковых газов, обеспечена система бюджетирования углерода и создан независимый экспертный комитет.