Тысячи земляков Акбаржона Джалилова, подозреваемого в совершении теракта в метрополитене, работают в России. Журналист Metro побывал на родине смертника и встретился с родными тех, кто сейчас живёт в  Петербурге.

Каждый день из южной столицы Кыргызстана, города Ош, отправляются несколько авиарейсов в Москву, Петербург и другие города России.  Люди также добираются в российские мегаполисы на поездах и автобусах. Мужчины устраиваются на стройки, женщины – в клининговые компании и супермаркеты.

Разъяснительные беседы

Имам Каныбек Асаев строит в киргизском квартале Оша новую мечеть.
– Почти все мужчины уехали в Россию, – рассказывает Каныбек, – и продолжают  уезжать каждый день. Раз в три месяца мы проводим собрания, объясняем молодёжи, что не надо слушать тех, кто призывает вступать в террористические организации. Видимо, Акбар Джалилов не тех слушал, раз подозревается в совершении такого страшного преступления. Он не только погубил и покалечил десятки людей, но и подставил свой город, свою страну.
У имама в России работает 29-летний сын Батыр.
– Сначала я его в школе учил, потом за учёбу в университете платил, – говорит имам Асаев. – В результате сын стал юристом. Но по специальности он не устроился. Работает на стройке в Петербурге, живёт в вагончике, присылает нам деньги.

С дипломом юриста – на стройку

По словам жителей Оша, каждый третий киргиз, приезжающий в Россию, имеет высшее образование.
– Я сама учитель русского языка и литературы, – рассказывает жительница Оша Зулайка. – Но учителям платят очень мало, и я пошла на рынок – торгую овощами, которые выращиваю на нашем огороде. Моя дочь получила в Кыргызстане юридическое образование, но, чтобы устроиться на нормальную работу, нужно было дать взятку в несколько тысяч долларов. У нас таких денег нет. В результате дочь уехала в Петербург, работает продавцом.
У 38-летней Тазагули Эсинбаевой старшая дочь, экономист по образованию, работает кассиром в супермаркете, сын – на заводе.
– Мы молимся, чтобы у них всё с работой было хорошо, – говорит Тазагуль. – Потому что то, что в теракте подозревается парень из Оша, очень плохо для нас. Он кинул тень на весь наш народ.

Мы все из Средней Азии

У братьев Мамата и Закира Максыталиевых в Петербурге почти вся семья.  
Сам Закир работал в Петербурге автослесарем в крупной компании по перевозкам пассажиров.
– Жил в Пушкине, так меня полгорода знали, называли Захаром, приходили чинить машины, – вспоминает Закир. – Очень люблю Петербург.
Когда-то Максыталиев работал вместе с отцом Джалилова – предполагаемого смертника.
– Не знаю, как отец будет людям в глаза смотреть, – говорит Закир. – У каждого в России работают родственники. У меня в Петербурге двое сыновей. Если их или других наших земляков выгонят с работы, виноват в этом будет человек, совершивший теракт в метро. В России  не разбираются, кто киргиз, кто узбек. Мы там все – уроженцы Средней Азии. И сейчас мне стыдно, что мы с  Джалиловым из одного города.

Этнических узбеков меняют на киргизов

В Кыргызстане проживают 6 млн человек. По официальным данным, 500 тыс. работают в России.
– По неофициальным – больше миллиона, – говорит житель Оша Мамат Максыталиев. – Раньше в основном уезжали узбеки.
Чаще всего в Россию они добираются поездом Бишкек – Екатеринбург, а дальше рассасываются по всей стране. Автобусы и маршрутки идут от Оша до столицы Кыргызстана 12 часов.
– Знаете, чем отличается узбек от киргиза? Узбеки набиваются в маршрутку и могут ехать стоя все 12 часов. Киргизы до такого пока не дошли. Но сейчас, я знаю, многие организации, нанимающие гастарбайтеров, меняют узбеков на киргизов.
Мамат показывает объявление, в котором говорится о том, что одна российская фирма набирает из Кыргызстана грузчиков. Требования: от 18 до 40 лет, без проблем со здоровьем. Жить предлагается на складе, обещают трёхразовое бесплатное питание.
– Заплата – 25 тыс. в месяц, – говорит Мамат. – И многих это устраивает. Уверен, что мужчины соберутся и поедут.

Кыргызстан учится быть самостоятельным

Улугбек Ормонов по образованию филолог, специалист по русскому, узбекскому и киргизскому языкам. Несколько лет поработал учителем в школе, уволился.
– На зарплату в 7 тыс. сомов (8,5 тыс. рублей. – Ред.) не прокормишь ни себя, ни семью, – говорит Улугбек. – Репетиторством заниматься невозможно: население не платежеспособно. Поэтому приходится ездить на заработки в Россию.
Улугбек надеется, что ему повезёт и он устроится обучать русскому языку гастарбайтеров из стран Средней Азии или переводчиком в суде. Иначе придётся работать на стройке.
– Мы, киргизы, всю жизнь кочевали, – рассуждает  Улугбек о судьбе своей нации. – Осели совсем недавно. Во времена Советского Союза нас всё время вели за руку, думать и принимать решения не было необходимости. В самостоятельную жизнь наша страна вступила после развала СССР. Сейчас люди только начинают адаптироваться. Сколько продлится эта адаптация, неизвестно.

Ош – город двух наций

Город Ош находится на границе с Узбекистаном и считается южной столицей Кыргызстана.

В городе проживают 250 тыс. человек. Половина – этнические узбеки, половина – киргизы.

Дважды в городе возникали крупные межнациональные конфликты. В 1990-м этнические узбеки требовали, чтобы Ошская область стала автономной, погибли десятки человек. В 2010 году, по некоторым данным, погибли около 2000 человек.

Почти все предприятия города закрыты или находятся на грани банкротства. Центром торговли в городе является центральный рынок.