18-летняя санинструктор Маша Коваль (Рохлина) участвовала в Сталинградской битве с первого и до последнего дня самого кровавого сражения в истории.
По словам Марии Михайловны, ей запомнился случай, когда в атаку бежал солдат, кричал "Ура!", а вслед за ним тянулись его кишки из раскуроченного живота. Для неё это было самым страшным из увиденного.
Крайне тяжёлое время наступило зимой, когда хрупким медсёстрам приходилось переправлять тяжелораненых через полузамёрзшую Волгу.
Мария Михайловна вспоминает такой случай: нужно было доставить на другой берег тяжелораненого бойца, и командир попросил выйти из строя добровольцев. Никто не откликнулся.
Они повезли солдата на салазках, рискуя угодить в полынью. Шли целый день и только вечером добрались до госпиталя.
Мария Михайловна говорит, что командир в этот же момент вручил ей и второй девушке-санинструктору медаль "За боевые заслуги". Без оформления документов – за самоотверженный поступок, и эта медаль стала для неё первой и самой дорогой.
Больная и истощённая, она продолжала спасать раненых и в один из дней упала, потеряв сознание. Её нашли среди трупов. Поэтому, когда 2 февраля 1943 года была объявлена победа в Сталинградской битве, Рохлина встретила её на больничной койке.
Защитник Сталинграда артиллерист Евгений Куропатков участвовал в боях и возил боеприпасы, нередко под обстрелом противника.
Лечь в госпиталь тогда он наотрез отказался. Лечился при медсанбате и продолжал воевать после перевязок, считая ранение лёгким.
По словам Евгения Петровича, запомнилось и то, как в Сталинграде с однополчанами они делились последним – почерствевшим хлебом и лепёшками.
Источник: gazetametro