Владимир Путин подписал федеральный закон о приоритете натуральных выплат по ОСАГО. Теперь ремонтировать автомобиль будут сами страховые компании, владелец сможет только выбрать СТО или сервисный центр из предложенного списка.

Получить живые деньги в случае ДТП можно будет исключительно в двух случаях: если авто не подлежит восстановлению и если стоимость ремонта превышает размер максимальной страховой выплаты в 400 000 рублей. Закон вступит в силу через 30 дней и будет действовать на всей территории РФ. При этом Банк России не сможет вводить в "проблемных регионах" приоритет натурального возмещения по ОСАГО по договорам, заключенным до вступления закона в силу.

Страховые компании получат право самостоятельно определять сервисные центры и СТО, в которых будут ремонтировать попавшие в аварию автомобили. Владелец - с согласия страховщика - тоже может предложить свою станцию техобслуживания, однако она должна находиться в пределах 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. На сам ремонт закон отводит 30 дней с момента поступления транспортного средства на станцию. Для ремонта можно использовать исключительно новые детали, поэтому износ автомобиля учитываться не будет.

Петербургский автоэксперт Александр Холодов, вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов, уверен: в законе больше минусов, чем плюсов, и предупреждает, что злоупотребления практически неизбежны. Кроме того, Холодов предрекает повышение стоимости ОСАГО еще до конца года.

- Законопроект изначально лоббировался страховыми компаниями, и они этого даже не скрывали. Это значит, что при ремонте авто после аварий нарушения будут если не в ста процентах случаях, то в 99 процентах точно. Автолюбитель не сможет проконтролировать, новую деталь ему установили взамен поврежденной, или уже бывшую в употреблении. Кроме того, возникает большой соблазн сэкономить на установке дешевой запчасти с "левого" китайского цеха вместо оригинальной. Указанный срок ремонта в 30 дней только звучит красиво. Еще 20 дней страховщик получает "на раздумье", чтобы предложить клиенту список СТО. То есть потерпевший уже на 2 месяца остается без "колес". А если учесть срок рассмотрения документов в ГИБДД, то и вовсе процесс может растянуться на полгода. При этом, если сроки ремонта будут срываться, страховая компания переложит ответственность на СТО, хотя именно страховщик отвечает за восстановление автомобиля.

Кроме того, Холодов считает, что страховые компании получат возможность выводить деньги через подконтрольные СТО и в конце концов заявят об убыточности нового закона и попросят поднять тарифы на ОСАГО. Возможно, они вырастут до уровня КАСКО.