Впервые за 50 лет археологи приступили к раскопкам на территории средневековой крепости Копорье. Профессионалам помогают волонтёры из России и Франции.

16-летний Яша Шмаль – самый молодой участник экспедиции. По счастливой случайности именно ему повезло найти самую старую монету. Уникальной находке более семи веков. Старинный пенни был выпущен в период с 1293 по 1303 год во времена Эдуарда I.

– Просто повезло! – говорит Яша. – Мне уже сказали взрослые коллеги-археологи, что таких монет в Ленинградской области было найдено всего семь штук. Теперь какой-нибудь исследователь напишет по моей находке научную работу о том, что ещё в конце XIII – начале XIV веков у крепости были дипломатические или торговые отношения с разными странами.

Кладоискатели из Франции

Последний раз раскопки в Копорской крепости, что в Ломоносовском районе, проходили в конце 60 – начале 70-х годов прошлого века. Тогда специалисты отреставрировали крепостные стены и башню, на этом работы были остановлены.

– Известно, что на территории крепости находились  дом коменданта, деревянный дворец Меншикова, хозяйственные постройки, Спасо-Преображенский собор. Когда в середине XVIII века крепость перестала быть оборонительным сооружением, вокруг  собора образовалось кладбище, – рассказывает  Metro руководитель археологической экспедиции, сотрудник Института истории материальной культуры РАН Алексей Липатов. – Крепость многослойна: сейчас мы работаем со слоями XVIII, XVII и XVI веков. Найдено очень много фрагментов печей, которыми отапливались помещения.

Вместе с археологами в Копорье работает международный кампус волонтёров.  В первой смене – пятеро французов, один украинец, остальные участники приехали в Копорье из Петербурга, Москвы и других городов России.

– Мне неинтересно смотреть на страну глазами туриста, хотелось стать участником событий, – говорит волонтёр Полина Ривьер. – Во Франции я работаю в библиотеке, и свободное время мне хочется проводить в путешествиях. Здесь всё время что-то происходит, чувствуешь себя кладоискателем. Найдёшь какой-нибудь черепок – и сил прибавляется, хочется копать дальше и не останавливаться!

По словам археологов, реконструировать крепость в Копорье не удастся – так как не сохранилось точных описаний построек. Скорее всего, раскопки законсервируют, и здесь будут экспонироваться руины. Вероятно, удастся восстановить печи – из уже найденных черепков  можно сложить приличный пазл и понять, какой рисунок придумывали печники во времена Средневековья.

– Возможно, через несколько лет найденные нами на раскопках старые вещицы будут находиться в музее, – говорят французы. – И когда мы в следующий раз окажемся в России, придём на них посмотреть!

Опрос Metro

"Я хочу связать свою жизнь с авиацией, но археология мне тоже интересна. Правда, раньше я думал, что в археологической экспедиции больше романтики. Почему-то возникали ассоциации с Индианой Джонсом. Конечно, никаких захватывающих приключений не было. Но маленькие открытия происходили. За две недели мне удалось откопать пару шведских монет XVI века, несколько человеческих челюстей, навесной замок".
Антон Кулишов, 21 год (Петербург, Россия)

Антон Кулишов.

Антон Кулишов.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"Я интересуюсь древностями, мне хотелось  посмотреть, как работают археологи. Сам я из Черниговской области, у нас есть ещё более древние сооружения, но нет возможности поучаствовать в раскопках. Поэтому, когда увидел объявление, что можно стать волонтёром, взял отпуск и приехал. Мне удалось найти шведскую монету 1666 года и стеклянный пузырёк, в котором, скорее всего, находилось лекарство. Ну и керамические черепки. Раскопки – работа монотонная, требующая терпения. Это как раз про меня. Ведь потом можно будет увидеть найденные мною вещи в исторических музеях. Может быть, покажу их своим детям и внукам".
Дмитрий Стригун, 35 лет, строитель (Украина)

Дмитрий Стригун.

Дмитрий Стригун.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

"Учусь на искусствоведа, и мне интересно всё, что связано с археологией. Уже участвовал в подобной экспедиции под Рязанью. Так что я не новичок в археологии. Мне очень нравится в России. В одном месте можно увидеть такое разнообразие архитектуры, какого во Франции не встретишь. Очень интересные люди вокруг. Много заброшенных старинных крепостей. На моей родине очень богатые люди покупают развалины и восстанавливают их. Но некоторые замки не находят покупателей и разрушаются".
Джая Клитске, 19 лет, учится в Высшей школе при Лувре (Франция)

Джая Клитске, 19 лет, учится в Высшей школе при Лувре (Франция).

Джая Клитске, 19 лет, учится в Высшей школе при Лувре (Франция).

Алена Бобрович, "Metro"

Фото: