В России стартовал сезон сбора грибов и ягод, а у поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» началась горячая пора.  Руководитель проекта Григорий Сергеев рассказал Metro, как стать добровольцем и с какими трудностями сталкиваются спасатели

В прошлом году в отряд поступило 1275 заявок о пропавших в Петербурге и Лен­области. В этом году заявок уже более 800.
– И это мы ещё не прошли пик летнего сезона, когда все цифры сильно меняются, – рассказывает  Metro Григорий Сергеев.
По словам Григория, всего по стране в прошлом году к отряду «Лиза Алерт» обратились почти 14 тысяч человек, в позапрошлом – около десяти тысяч.

– Это не значит, что людей пропадает больше, просто мы становимся более популярны, значит, к нам чаще обращаются.  А людей каждый год исчезает примерно одинаковое количество. Поэтому мы всегда нуждаемся в новых добровольцах. Пропавшие требуют дополнительных глаз, ушей, ног.

Как стать добровольцем
Поисково-спасательный отряд появился почти девять лет назад. В сентябре 2010 года группа из примерно пятисот стихийно собравшихся добровольцев искали пропавших в окрестностях подмосковного Орехово-Зуево четырёхлетнюю Лизу Фомкину и её тётю. Тело девочки нашли через 10 дней, тёти – днём ранее, обе скончались от переохлаждения. Волонтёры, участвовавшие в поисках, выступили с идеей создать поисково-спасательный отряд. Вскоре были запущены сайт lizaalert.org и форум. Отряд получил название «Лиза Алерт» – в честь погибшей девочки и англ. alert – «сигнал тревоги». Проект возглавил московский предприниматель Григорий Сергеев, участвовавший в поисках Лизы.

– Мы могли бы создать отряд высококвалифицированных специалистов и обеспечить высокое качество процесса поиска, – говорит Григорий Сергеев. – Но чтобы реагировать на все заявки – искать людей разного возраста в городской среде и в лесу, – нам не обойтись без местного населения. Мы приглашаем новичков на учения. Чтобы стать добровольцем, надо зайти на форум на нашем сайте. Можно подписаться на бесплатную СМС-рассылку о начале активных поисков.
Рассылка сделана по конкретным регионам. И если человек, например, работает в Петербурге, но часто бывает в Великом Новгороде, он может поставить себе два региона и видеть пропавших и там, и там. Люди все разные: кто-то хочет искать всех, кто-то понимает, что он очень занятой человек, но готов потратить своё время на ребёнка. Тогда можно настроить рассылку таким образом, чтобы видеть только поиск детей в своём регионе.

Проблема «добрых людей»
По словам Григория, в городах пропадает больше людей, чем в лесу. «Лиза Алерт» не будет заниматься людьми, пропавшими несколько лет назад.
– Вероятность, что мы найдём этого человека, равна нулю, но мы потеряем время, которое можем потратить на тех, кто потерялся вчера, – говорит Григорий. – С одной стороны, в городе искать проще – мы знаем примерное место. Но представим  ситуацию: в конкретном районе бабушка с деменцией уходит за молоком и не возвращается. Бабуля живёт в своем мире: ей, например, кажется, что она должна ехать на какой-то завод или в деревню. Она изливает эти мысли доброму прохожему, тот сажает её в автобус или провожает на вокзал. Бабуля пропадает из нашей локации и уезжает неизвестно куда. Это проблема «добрых людей»: человек не хочет оставаться безучастным, но и не вникает в детали. А мы потом не можем найти пропавшего...

Все оттенки зелёного
Во время учений в лесных массивах добровольцам дают задание найти «потерявшегося» в квадрате 200 на 200 метров, где лежит человек в камуфляже. Опытные волонтёры прочёсывают лес. Через шесть часов поиска они не понимают, что делать. А человек в камуфляже просто слился с зеленью...
– Однажды мы искали грибника, наш пропавший был одет как раз в камуфляж, – вспоминает Григорий. – Спасло его белое ведро, которое заметили добровольцы. К сожалению, люди не понимают опасности, с которой сталкиваются, выходя в лес в такой одежде. У грибника в яркой куртке гораздо больше шансов найтись, чем у того, кто сливается с природой.

Григорий Сергеев.

Григорий Сергеев.

«Лиза Алерт», "Metro"

Фото:

Как не потеряться в лесу
У всех, кто идёт за грибами и ягодами, телефоны должны быть полностью заряжены.
Если ваш близкий заблудился, не надо звонить ему каждые пять минут с бессмысленным вопросом «Где ты?» и сажать батарею в его телефоне. Позвоните в «Лиза Алерт» (8-800-700-54-52), там умеют выводить из леса по телефону и часто это делают. Если такой возможности нет (травма, разряжается мобильник), то приедут, найдут и выведут.

В идеале с собой должны быть: спички, нож, свисток, компас, вода, еда, туалетная бумага, важные лекарства (даже если вы или ваши близкие вышли «на 15 минут»), влажные салфетки и яркий пакет для мусора. Пакетом в случае ночёвки в лесу можно накрыться, а бумагу развешивать на деревьях, отмечая места, где вы уже были. Совсем прекрасная вещь — соляные стельки и мини-грелки: весят мало, стоят копейки, греют до семи часов.

Объясните своим близким, что в лесу необходимо держаться тропинок и дорожек, двигаться вдоль просек и линий электропередачи, а также избегать рек. Покажите детям, как выглядит болото, и объясните, почему его всегда надо обходить.

91-летний ветеран форсировал реку
Ветеран Великой Отечественной войны Иван Петрович Иванов ушёл в лес 7 мая 2015 года – за два дня до празднования 70-летия Победы. В лесу дед собирался нарубить черенков для теплицы. И заблудился.
Поиски продолжались четыре дня, участвовало около 900 человек.
– Участок леса, в котором потерялся дед, ограничен двумя реками, – вспоминает Григорий Сергеев. – И первым делом я отправил несколько групп исследовать берега. Меня волновал один вопрос: может ли дедушка одолеть реки. Все отвечали одинаково: это нереально, слишком крутой берег, глубина два метра... К поиску подключили частный вертолёт. Но ветерана мы не нашли...
Через четыре дня Иван Петрович сам вышел к родной деревне. Оказалось, что он форсировал реку и потихоньку дошёл до населённого пункта. Четыре дня ничего не ел, пил из луж.
– Мы спросили его: «Вы вертолёт видели?» – говорит Григорий. – Иван Петрович ответил, что видел, но решил, что в районе готовятся ко Дню Победы.
Вместе с добровольцами отряда «Лиза Алерт» ветерана искал его внук Алексей Усачёв. Он военный, живёт в Москве, и теперь постоянно участвует в поисках пропавших.
– А дед оказался крепким, – продолжает Григорий. – Это не единственный ветеран, которого мы искали за годы нашей работы и нашли живым. У этих людей особая закалка.
Иван Иванов.

Иван Иванов.

«Лиза Алерт», "Metro"

Фото: