Интернет в наше время стал такой же значимой частью жизни человека, как работа, досуг и близкие.

Как много времени россияне проводят в Сети, каким источникам информации доверяют больше всего и что думают о блокировках западных соцсетей, сообщил "Вебер" – совместный проект АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.

Оказалось, что в первую очередь россияне используют интернет для получения новостей о событиях в стране и мире, поиска необходимой информации и общения в мессенджерах и соцсетях.

93% россиян сидят в интернете каждый день,

17% проводят в онлайне более 8 часов

При этом почти половина россиян тратит на интернет до 4 часов каждый день.  

Миф о пожилых людях, которые не знают, что такое интернет, окончательно разрушен: как сообщил "Вебер", 91% людей в возрасте 55-64 лет ежедневно пользуются интернетом, среди людей старше 65 лет этот показатель равен 87%.

Для чего нам Интернет

В первую очередь россияне используют интернет для получения новостей о событиях в стране и мире (63%), поиска необходимой информации (58%) и общения в мессенджерах и соцсетях (42%).

Для чего еще пользователи сидят в интернете:

  • "Слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю книги" 38%
  • "Совершаю покупки онлайн" 30%
  • "Играю в игры" 21%
  • "Получаю государственные услуги"17%
  • "Работаю онлайн" 11%      

Здесь следят за политикой

Больше всего аудиторию привлекает в Интернете информация о политике (41%), социальных проблемах (33%), международных отношениях (31%), развлекательный и юмористический контент (28%).

Только 2% интернет в первую очередь нужен для ведения личного блога. Лишь единицы отмечают, что целенаправленно используют интернет для онлайн-знакомств.

Среди самых частых проблем, с которыми опрошенные сталкиваются в Сети, называются спам и реклама.

Среди самых частых проблем, с которыми опрошенные сталкиваются в Сети, называются спам и реклама.

Depositphotos

Фото:

Проблемы в Сети

Среди самых частых проблем, с которыми опрошенные сталкиваются в Сети, называются спам и реклама (61%), фейки (42%), технические проблемы и медленный Интернет (41%).

Другие жалобы:

  • Агрессия в комментариях 27%
  • Ограничения в работе некоторых сайтов 23%
  • Мошенничество 22%
  • Оскорбления и травля 11%
  • Агрессивный контент 11%
  • Не сталкиваются с проблемами при использовании Интернета 8%

Какие соцсети используются

  • ВКонтакте – самая популярная соцсеть: на регулярной основе ей пользуются 77% пользователей сети.
  • На втором месте – YouTube (55%)
  • на третьем – Одноклассники (40%)
  • Далее идут Дзен (23%)
  • TikTok (22%)

По данным опроса, среди тех, кто ответил, что ранее пользовался ныне заблокированным Instagram* (*Принадлежат компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена), соцсетью перестали пользоваться сразу 47%, а в случае с Facebook* (*Принадлежат компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) этот показатель равен 62%. Ещё 37% опрошенных никогда не использовали ни одну из заблокированных соцсетей.

67% россиян отнеслись к блокировке западных соцсетей положительно или нейтрально.

Несмотря на уход некоторых западных площадок, VPN сегодня использует только 28% опрошенных – в основном для получения доступа к заблокированным ресурсам. 61%, напротив, вовсе не используют VPN.

46% считают, что отечественные соцсети смогут заменить иностранные,

37% выбрали ВКонтакте в качестве замены

Как используют мессенджеры и чаты

WhatsApp остается самым популярным мессенджером в России (67%), однако его регулярное использование упало в этом году сразу на 10 процентных пунктов. Одна из причин падения – переход аудитории в VK Мессенджер, интегрированный в том числе в "Сферум" – закрытое образовательное пространство с чатами для учителей, учеников и их родителей.

Telegram предпочитают 46%.

Некогда любимый аудиторией Viber по популярности теперь уступает как раз VK Мессенджеру – 18% против 21% соответственно.

Чаты остаются главной частью времяпрепровождения россиян в мессенджерах, в них состоят 76% опрошенных.

По данным "Вебера", 20% россиян не состоят ни в одном чате.

По доверию на первом месте среди россиян информация от родственников и родных. Этот показатель выше, чем у ТВ, каналов в Telegram и интернет-СМИ..

По доверию на первом месте среди россиян информация от родственников и родных. Этот показатель выше, чем у ТВ, каналов в Telegram и интернет-СМИ..

Depositphotos

Фото:

Интернет vs телевидение

77% смотрят телевизор,

51% из них делают это ежедневно

Это меньше, чем ежедневная аудитория интернета. При этом ТВ остается главным источником получения новостей для 42% россиян, – это второй показатель после интернет-СМИ (46%).

Также каждый пятый получает информацию благодаря "сарафанному радио" – разговорам с родственниками, друзьями, коллегами.

ТОП-источников потребления новостей:

  • Интернет-СМИ 46%
  • Телевидение 42%
  • Каналы в Telegram 33%
  • Разговоры с родственниками, друзьями, коллегами 20%
  • Паблики в соцсетях/видеохостинги 17%

Каналы в Telegram как источник информации показали самый высокий прирост за год – в 2022 информацию из них получали 26% (+7% за год).

При этом по доверию на первом месте среди россиян информация от родственников и родных. Этот показатель выше, чем у ТВ, каналов в Telegram и интернет-СМИ.


Данные социологического агентства "Вебер" – проекта АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы". Изучение общественного мнения проводилось 5-6 октября 2023 года в сети методом River Sampling среди 6 500 россиян старше 18 лет.

*Принадлежат компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Социологическое агентство "Вебер" сочетает классический подход с цифровыми технологиями, а в приоритет ставит людей – с их уникальными взглядами и противоречиями.