Интернет в наше время стал такой же значимой частью жизни человека, как работа, досуг и близкие.
Как много времени россияне проводят в Сети, каким источникам информации доверяют больше всего и что думают о блокировках западных соцсетей, сообщил "Вебер" – совместный проект АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы" по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов.
Оказалось, что в первую очередь россияне используют интернет для получения новостей о событиях в стране и мире, поиска необходимой информации и общения в мессенджерах и соцсетях.
93% россиян сидят в интернете каждый день,
17% проводят в онлайне более 8 часов
При этом почти половина россиян тратит на интернет до 4 часов каждый день.
Миф о пожилых людях, которые не знают, что такое интернет, окончательно разрушен: как сообщил "Вебер", 91% людей в возрасте 55-64 лет ежедневно пользуются интернетом, среди людей старше 65 лет этот показатель равен 87%.
Для чего нам Интернет
В первую очередь россияне используют интернет для получения новостей о событиях в стране и мире (63%), поиска необходимой информации (58%) и общения в мессенджерах и соцсетях (42%).
Для чего еще пользователи сидят в интернете:
- "Слушаю музыку, смотрю фильмы, читаю книги" 38%
- "Совершаю покупки онлайн" 30%
- "Играю в игры" 21%
- "Получаю государственные услуги"17%
- "Работаю онлайн" 11%
Здесь следят за политикой
Больше всего аудиторию привлекает в Интернете информация о политике (41%), социальных проблемах (33%), международных отношениях (31%), развлекательный и юмористический контент (28%).
Только 2% интернет в первую очередь нужен для ведения личного блога. Лишь единицы отмечают, что целенаправленно используют интернет для онлайн-знакомств.
Проблемы в Сети
Среди самых частых проблем, с которыми опрошенные сталкиваются в Сети, называются спам и реклама (61%), фейки (42%), технические проблемы и медленный Интернет (41%).
Другие жалобы:
- Агрессия в комментариях 27%
- Ограничения в работе некоторых сайтов 23%
- Мошенничество 22%
- Оскорбления и травля 11%
- Агрессивный контент 11%
- Не сталкиваются с проблемами при использовании Интернета 8%
Какие соцсети используются
- ВКонтакте – самая популярная соцсеть: на регулярной основе ей пользуются 77% пользователей сети.
- На втором месте – YouTube (55%)
- на третьем – Одноклассники (40%)
- Далее идут Дзен (23%)
- TikTok (22%)
По данным опроса, среди тех, кто ответил, что ранее пользовался ныне заблокированным Instagram* (*Принадлежат компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена), соцсетью перестали пользоваться сразу 47%, а в случае с Facebook* (*Принадлежат компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) этот показатель равен 62%. Ещё 37% опрошенных никогда не использовали ни одну из заблокированных соцсетей.
67% россиян отнеслись к блокировке западных соцсетей положительно или нейтрально.
Несмотря на уход некоторых западных площадок, VPN сегодня использует только 28% опрошенных – в основном для получения доступа к заблокированным ресурсам. 61%, напротив, вовсе не используют VPN.
46% считают, что отечественные соцсети смогут заменить иностранные,
37% выбрали ВКонтакте в качестве замены
Как используют мессенджеры и чаты
WhatsApp остается самым популярным мессенджером в России (67%), однако его регулярное использование упало в этом году сразу на 10 процентных пунктов. Одна из причин падения – переход аудитории в VK Мессенджер, интегрированный в том числе в "Сферум" – закрытое образовательное пространство с чатами для учителей, учеников и их родителей.
Telegram предпочитают 46%.
Некогда любимый аудиторией Viber по популярности теперь уступает как раз VK Мессенджеру – 18% против 21% соответственно.
Чаты остаются главной частью времяпрепровождения россиян в мессенджерах, в них состоят 76% опрошенных.
По данным "Вебера", 20% россиян не состоят ни в одном чате.
Интернет vs телевидение
77% смотрят телевизор,
51% из них делают это ежедневно
Это меньше, чем ежедневная аудитория интернета. При этом ТВ остается главным источником получения новостей для 42% россиян, – это второй показатель после интернет-СМИ (46%).
Также каждый пятый получает информацию благодаря "сарафанному радио" – разговорам с родственниками, друзьями, коллегами.
ТОП-источников потребления новостей:
- Интернет-СМИ 46%
- Телевидение 42%
- Каналы в Telegram 33%
- Разговоры с родственниками, друзьями, коллегами 20%
- Паблики в соцсетях/видеохостинги 17%
Каналы в Telegram как источник информации показали самый высокий прирост за год – в 2022 информацию из них получали 26% (+7% за год).
При этом по доверию на первом месте среди россиян информация от родственников и родных. Этот показатель выше, чем у ТВ, каналов в Telegram и интернет-СМИ.
Данные социологического агентства "Вебер" – проекта АНО "Диалог" и АНО "Диалог Регионы". Изучение общественного мнения проводилось 5-6 октября 2023 года в сети методом River Sampling среди 6 500 россиян старше 18 лет.
*Принадлежат компании Metа, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Социологическое агентство "Вебер" сочетает классический подход с цифровыми технологиями, а в приоритет ставит людей – с их уникальными взглядами и противоречиями.